ДАВИД АНАХТ - Страница 3

Последней, третьей стадией является познание сущностей, которые «и предметно и мысленно имеют нематериальное бытие», например, Бог, ангел, разум, душа, «ибо невозможно признать материальными Бога, или ангела, или разум, или душу». Они поддаются лишь разумному познанию. Таким образом, согласно Давиду Анахту, познание начинается с постижения вещей, материального сущего, и, переходя через стадию познания нематериальных форм, завершается постижением абсолютно нематериального сущего, Божественного бытия. Процесс познания имеет две формы: познание чувственное и познание разумное. Существует пять ступеней постижения внешнего мира в соответствии с пятью способностями человека: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Первые четыре ступени являются основой опыта, искусства и науки, тогда как высшая, пятая ступень есть основа высшей формы познания – философии. На этой ступени познаются сущности вещей и явлений, познаются общее и неизменное. В связь с тремя стадиями познания Давид Анахт ставит вопрос о необходимости последовательного изучения наук: вначале физики (естествознания), занимающейся изучением мира материальных вещей, затем математики – науки об абстрактных формах и символах материальных тел и их отношений – и только потом теологии (или метафизики), занимающейся постижением нематериального мира. В классификации наук, предлагаемой Давидом Анахтом, философия занимает центральное место, другие науки либо предшествуют ей (грамматика, риторика, логика), либо являются её составными частями, как умозрительная, теоретическая, философия (физика, математика, метафизика) или как практическая философия (этика, экономика, политика). Таким образом, философию Давид Анахт разделяет на две части – теоретическую и практическую. Основой первой части являются познавательные способности души, а целью – познание мира, существующего вне и независимо от сознания человека. Для второй части основой служат такие свойства души, как мужество, здравомыслие, справедливость, а целью является избавление человека и человечества в целом от нравственных пороков, поиск путей достижения совершенства и торжества добродетели. Теоретическая философия через постижение истины помогает практической философии «избегать зла» и в меру человеческих возможностей «уподобляться Богу». Тело человека является временным пристанищем души. Задача философии – вести душу через жизненные испытания и помочь путём познания и очищения вновь слиться с Богом. Определяя «философию по подлежащему и по цели, мы говорим, – утверждает Давид Анахт, – что по подлежащему философия есть наука о божественных и человеческих вещах, а по цели философия есть уподобление Богу в меру человеческих сил». Три сочинения Давида Анахта («Анализ “Введения” Порфирия», «Толкование “Аналитики” Аристотеля» и «Толкование “Категорий” Аристотеля») посвящены логике.

 



 
PR-CY.ru