ДАВИД АНАХТ - Страница 2

Давид Анахт считал, что всё мыслимое может быть разделено на три части. Первая – это вещи, не имеющие реального существования, как, например, мифические существа – козлоолень и аралез, «их создаёт наше мышление». Затем идут вещи, имеющие существование: одни из них обладают сомнительным бытием, например, «надзвёздное небо и антиподы, ибо мы сомневаемся, существуют ли таковые или нет», другие имеют несомненное бытие, например, человек, лошадь, орёл и т.п., они «доподлинно существуют», и Бог – как умопостигаемое бытие. Познание начинается, согласно Давиду Анахту, с познания вещей, материального сущего, проходит через познание нематериальных форм и завершается познанием абсолютно нематериального сущего, Божественного бытия. Поскольку Бог, в сущности, непосредственно непознаваем, постольку познание природы, как Его творения, становится необходимостью, ибо нет другой возможности постигнуть его Творца. Но непосредственный переход от познания материальных сущностей к постижению Божественного невозможен – необходимо пройти через вторую стадию, постижение абстрактных форм и символов, подготавливающую разум к постижению абсолютно нематериального бытия – Бога. Бог, согласно Давиду Анахту, – это бессмертное и бестелесное Высшее Сущее, находящееся вне времени и пространства, Первый двигатель, неизменная и неподвижная Причина всякого движения, посильное познание Которой является высшей задачей философа. Давид Анахт не разделяет неоплатоническую идею о непосредственном созерцании Бога. В этом сказалось влияние Александрийской школы неоплатоников, которые в целом ряде проблем придерживались перипатетических решений. Бог остаётся для Давида Анахта высшей конечной целью познания. Первая стадия познания образует чувственную ступень, без которой невозможно познать мир; на этой стадии постигается лишь то, что доступно ощущениям. Опираясь на неё, мысль поднимается на вторую ступень, на которой совершается постижение форм, имеющих «предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие». На этой стадии, согласно Давиду Анахту, происходит познание образов материальных вещей, абстрагированных от их субстрата, материи. При мысленном воспроизведении формы или образа предмета, как нематериального бытия, к ним не примышляется ничего вещественного. По своему содержанию формы материальны, ибо они не могут существовать без материи, как, например, треугольник или квадрат, «они пребывают или в камне, или в дереве, или в какой-либо другой вещи». Но при воспроизведении в мысли формы воспринимаются без их материи, подобно тому, как воск отпечатывает на себе знаки перстня, не принимая ничего от самого вещества перстня. На этой стадии совершается переход от чувственного к рациональному познанию.

 



 
PR-CY.ru