ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ

ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ, «заветы» –  раннехристианский апокриф, составленный на основе библейских и постбиблейских иудейских преданий о ветхозаветных патриархах, в жанровом отношении примыкающий к апокалиптической литературе завещаний (заветов). Представляет собой собрание прощальных наставлений и пророчеств каждого из 12 сыновей праотца Иакова, адресованных братьям, сыновьям-наследникам и их потомкам. В основе этого и других сочинений в жанре завещания лежит библейская традиция предсмертных благословений и прощальных бесед праотцов, пророков и праведников, представленная, прежде всего, такими текстами, как Быт. 49 (благословения Иакова) и Втор. 31–34 (прощальная беседа, пророчества и рассказ о погребении Моисея). Аналогичные повествования встречаются в Быт. 27:27–29, 38–40 (благословения Исаака), Нав. 23–24 (последние слова Иисуса Навина), 1 Цар. 12 (прощальная беседа Самуила), а также в межзаветных произведениях как включённых в канон Ветхого Завета – Тов. 14:1–11 (завещание Товита сыну) и 1 Макк. 2:49–70 (предсмертные наставления Маттафии сыновьям), так и считающихся апокрифическими – Юб. 20–22 (завещание Авраама), Завещания трёх патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), Иова, Каафа, Моисея, отдельные части первой книги Еноха и др. Главным критерием для выделения жанра завещания является сюжетная линия. Вместе с тем для большей части указанных сочинений характерно наличие предсказаний о будущем (в традициях пророческой литературы) и этических наставлений (в традициях литературы премудрости). Реже встречаются повествования, близкие к апокалиптической литературе вознесений. Несмотря на обилие ссылок на писания Еноха, прямых цитат из известных в настоящее время книг Еноха в Завещаниях двенадцати патриархов исследователями не выявлено. Зато в биографических разделах имеются многочисленные совпадения с повествованием книги Юбилеев (например, предания об Иуде, его жене, детях и Фамари). В межзаветной литературе 12 патриархов обычно фигурируют по отдельности (за исключением пересказов и реминисценций из книги Бытия в общем контексте истории избранного народа). Основное внимание уделяется Иосифу («Иосиф и Асенеф», молитва Иосифа, кумранский апокриф Иосифа, различные варианты «Истории Иосифа») и Левию (арамейская книга Левия, книга Юбилеев). Некоторые колена (особенно Даново) оцениваются негативно. Поэтому объединение всех 12 колен в одном произведении, по мнению исследователей, довольно необычно и может указывать на неиудаистское происхождение памятника. С начала XX в. стали известны фрагменты арамейского текста книги Левия из Каирской генизы (XI в.), содержание которых перекликалось с Завещанием Левия в составе Завещаний двенадцати патриархов. Во второй половине XX в. в Кумране было найдено несколько арамейских фрагментов того же произведения. Ряд кумранских фрагментов (арамейских и еврейских) перекликается с Завещаниями Иуды, Иосифа и Неффалима. Некоторые параллели имеются с Завещанием Каафа и Видениями Амрама, которые могли составлять единство с Завещанием Левия.

 



 
PR-CY.ru