«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 9

Оставшиеся главы, в основном, повторяют некоторые «Апофтегмы» и «Главы» Максима Исповедника. «Умозрительное слово». Вопреки атрибуции «тому же Феодору», принятой в греческом «Добротолюбии», это сочинение составлено неизвестным автором значительно позже «Сотницы» (не раньше XIII в.). В «Умозрительном слове» более творчески, чем в «Сотнице», развиваются аскетико-созерцательные идеи Евагрия. О позднем происхождении этого текста говорит влияние западной схоластики, испытанное его автором (в русском «Добротолюбии» «Умозрительное слово» приписано некоему Феодору, о котором не сохранилось никаких сведений). 11. Максим Исповедник. «Четыре сотницы о любви». «Умозрительные и деятельные главы», 700 глав, помещённых в греческом «Добротолюбии», состоят из 200 глав богословских и о воплощении Сына Божия и 500 разбитых на сотницы глав, которые представляют собой антологию из различных сочинений преподобного Максима, в том числе из «Вопросоответов к Фалассию», «Амбигв» и писем. Главы 1:1–25 исследователям трудно отождествить. Антология составлена, как они полагают, в XI–XII вв. Антонием Мелиссой.  «Толкование на молитву “Отче наш”». В русском «Добротолюбии» отсутствует, как полагают исследователи, потому, что отрывки из этого толкования были включены раньше Феофаном в сборник «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» (М., 1889 г.). Перевод Феофана был выполнен с учётом полного славянского перевода Паисия (Величковского), изданного Оптиной пустыней (М., 1853 г.). 12. Фалассий Ливийский. «Четыре сотницы», 400 глав адресованы некоему священнику Павлу, о котором большее ничего не известно. Другим адресатом «Сотниц» был современник и друг Фалассия Максим Исповедник. Акростих третьей сотницы: «Злом собственно должно почитать не то, что тяготит плоть, а душу очищает, но то, что оскорбляет совесть, а плоть услаждает» (перевод Феофана?) – передаёт основную идею 58-го из «Вопросоответов к Фалассию» преподобного Максима. Таким образом, «Сотницы» были написаны позже, как полагают исследователи, около 630 гг. 13. Иоанн Дамаскин. «О добродетелях и пороках» (в русское «Добротолюбие» включено как сочинение Ефрема Сирина «О добродетелях и страстях»). Это сочинение не относится к числу подлинных произведений Иоанна Дамаскина. Некоторые исследователи включают его в корпус «греческого Ефрема». Одноимённое произведение Ефрема Сирина «О добродетелях и страстях», почти полностью совпадающее с сочинением, приписываемым Дамаскину (кроме конечной части), было включено Феофаном в состав русского «Добротолюбия» наряду с некоторыми другими текстами преподобного Ефрема. По предположению И. Осера, в разделении добродетелей и страстей на душевные и телесные прослеживается сирийское влияние. Кроме того, некоторые фрагменты сочинения «О добродетелях и пороках» совпадают с сочинением, приписываемым Афанасию Великому. 14. «Об авве Филимоне». Это произведение – единственный источник сведений о жизни и учении аввы Филимона, подвизавшегося в Египте, как полагают исследователи, ещё до арабского нашествия, поскольку в тексте оно не упоминается. Пётр Дамаскин цитировал его в XII в. В нём впервые приведена формулировка Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (в 1993 г. была опубликована арабская версия).

 



 
PR-CY.ru