«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 7

Главные аргументы, приводившиеся в пользу авторства Исаии Газского: 1) в его сирийском Житии, составленном Захарией Ритором, говорится: «Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний», – и сообщается, что он «много написал об увещании и о других принципах монашеской жизни» («scripta multa de admonitione et aliis vitae monachicae rationibus»); 2) у Исаии Газского был друг, ставший впоследствии его учеником, епископ Маюмский Пётр Ивер, в епархии которого он подвизался. Поскольку в собрании слов упоминается ученик Исаии Пётр, принимавший участие в их подготовке, по всей видимости, он и Ивер – одно и то же лицо; 3) апофтегмы Исаии, в которых упоминается пустыня Скит, написаны не благодаря опыту жизни там, а по рассказам выходцев оттуда. В основном же, события из апофтегм происходят за пределами Скита. Имеются также аргументы, которые подтверждают точку зрения Никодима Святогорца и святителя Феофана, писавших об авторстве Исаии Скитского, египетского подвижника V в.: 1) по мнению исследователей, идентичность «Книги увещаний» и «Аскетикона» не может быть доказана, при этом сирийское Житие Исаии, в котором говорится (при молчании всех остальных источников) о писательской деятельности Исаии Газского, далеко не бесспорно; 2) исследователи считают, что нельзя отождествлять учеников только на основании сходства имён; 3) Исаия Газский называется в Житии Исаии философом (Эней Газский, действительно занимавшийся философией, интересовался его мнением о Платоне и Аристотеле), в то время как в сочинении «О хранении ума» философские познания никак не проявляются; 4) монофизитские воззрения, приписывавшиеся некоторыми исследователями Исаии Газскому, не только не утверждаются в книге «О хранении ума», но в некоторых случаях опровергаются; 5) с точки зрения Панайотиса Христу, «Аскетикон» является произведением не палестинского, а египетского подвижничества, и в особенности скитского. 3. Евагрий Понтийский. «Наставления о монашеской жизни» («Наставления о подвижничестве»), называемое также «Основы монашеской жизни», – 11 глав. «О лукавых помыслах» – под именем Нила Синайского. Пять кратких изречений из «Глав о трезвении». 4. Иоанн Кассиан Римлянин. «Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» – сокращённый перевод c латинского на греческий сочинения «О правилах общежительных монастырей». «К авве Леонтию о святых скитских отцах и о рассуждении» – сокращённый перевод c латинского на греческий «Собеседований египетских подвижников». Греческие переводы сочинений Иоанна Кассиана, включённые в греческое «Добротолюбие», были выполнены по сокращённому варианту, составленному Евхерием (в IX в. Фотий Константинопольский дал их краткое изложение). В «Добротолюбии» святителя Феофана опубликован русский перевод по греческому «Добротолюбию» с обширными добавлениями, переведёнными непосредственно с латинского оригинала. 5. Марк Подвижник. «О духовном законе», 200 глав (в одной из рукописей только 187 глав). Это сочинение является первым из восьми Слов, согласно Фотию, который назвал его, так же как и последующие, «полезным для избравших подвижническую жизнь». «О тех, которые думают оправдаться делами», 226 глав, которые продолжают предшествующие.

 



 
PR-CY.ru