«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 6

При этом высокие устремления составителей «Добротолюбия» и самих колливадов оказались значительно более важными, чем непосредственные последствия спора, не нашедшего однозначного решения в Константинопольской патриархии. Почти все тексты «Добротолюбия» изданы на «патристическом» или византийском греческом – на том языке, на котором были первоначально созданы; исключение составляют семь коротких отрывков в конце, изложенных упрощённым языком, близким к новогреческому, и сочинения Иоанна Кассиана, отрывки из которых в глубокой древности были переведены с латыни. Отцы «Добротолюбия» различаются по происхождению и национальности (греки, копты, сириец, латинянин), образованию (малограмотный Максим Кавсокаливит и образованнейший Григорий Палама), иерархическому положению в церкви (от простого монаха до Константинопольского патриарха). Один из них (Никифор Монах) был католиком до обращения в православие. В приводимом перечне авторов указываются издания греческого текста и русские переводы. 1. Преподобный Антоний Великий. «Наставления о нраве людей и благом жительстве». Это сочинение, относящееся к древнему аскетическому жанру сотниц, как полагают исследователи, принадлежит не Антонию Великому (около 251 –356 гг.), но значительно более позднему автору, Антонию Мелиссе. «Наставления...» составлены под влиянием различных стоических и платонических источников I–IV вв. Хотя нравственные рассуждения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и Саллюстия, нередко встречающиеся в тексте, были отредактированы автором в христианском духе, он оказался достаточно робким при введении ключевых понятий христианского богословия (не упоминаются Иисус Христос, Богородица, таинства и др.). Принадлежность сочинения преподобному Антонию, которую пытался обосновать Никодим Святогорец, исследователи не могут принять потому, что «Наставления...» значительно отличаются в смысловом и в стилистическом отношении от других сочинений Антония. В «Наставлениях...» в духе утончённой традиции христианизированного эллинизма подчёркивается любовь к образованию и к изучению наук, излагается учение об уме и душе, выражается презрительное отношение к плоти и всему сотворённому и т.п. По оценке греческого патролога Панайотиса Христу, центральная тема 170 глав – «направленность силы поистине разумного человека на обретение счастья. Высказанные в них воззрения, в основном, философского характера, совсем не присущи миропониманию и деятельности великого подвижника. Но исследователи считают, что неверно было бы утверждать, что перед нами языческий текст, вдохновлённый стоиками или платониками. В нём наличествуют основные положения христианского учения о трёх Лицах Троицы, о спасении, о Лице Спасителя, о благодати Божьей... Скорее всего, это сочинение было приписано Антонию в силу смешения рукописей». 2. Исаия Скитский (Нитрийский). 27 кратких фрагментов из сочинения «Аскетикон», впервые изданного Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (фрагменты озаглавлены «О хранении ума»). Некоторые современные исследователи отождествляли составителя «Аскетикона» с известным отшельником Исаией Газским, выходцем из Египта, в то же время другие считали подобное отождествление недопустимым.

 



 
PR-CY.ru