«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 2

Cвященник Павел Флоренский попытался извлечь из более древнего значения слова «филокалия» аскетические уроки: «”Доброта” тут берётся в древнем, общем значении, означающем, скорее, красоту, нежели моральное совершенство, и филокалия значит “красотолюбие”. Да и в самом деле, аскетика создаёт не «доброго» человека, а «прекрасного», и отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная». Несомненно, что Макарий Нотара и Никодим Святогорец при избрании названия для своего сборника имели в виду «Добротолюбие» Оригена, хотя задачи, которые они перед собой ставили, и общий характер работы были принципиально иными. Они стремились создать всеобъемлющий сборник, включающий не только отрывки, но и полные сочинения многих авторов, представляющих различные аскетические традиции, эпохи и географические области и сочетающихся, как сказано во вступлении Никодима, в гармоничном целом – «Рае отцов» и «златой цепи добродетелей». При этом в «Добротолюбии» нашлось место и для тех аскетических сочинений Евагрия, в которых не отразились его богословские крайности, ещё более неприемлемые, чем у Оригена. О том, что Макарий Нотара и Никодим Святогорец являются составителями и издателями «Добротолюбия», известно, прежде всего, из Жития Никодима, составленного (в 1812/1813 г.) его другом иеромонахом Евфимием, из «Письма» Афанасия Паросского (1721–1813 гг.) и из написанного по-славянски второго послания Паисия (Величковского; 1722–1794 гг.), направленного им архимандриту монастыря св. Софрония Феодосию. Иеромонах Евфимий сообщает об участии в составлении «Добротолюбия» не только Макария, но и Никодима, а в двух других источниках упоминается только Макарий. В целом история подготовки «Добротолюбия» к изданию исследователи представляют следующим образом. Макарий, с юности имевший особую любовь к святоотеческой письменности, во время посещений Святой Афонской Горы в 1775 и 1777 гг. собрал в разных монастырях рукописи, которые впоследствии вошли в состав «Добротолюбия». Посетил он и Ватопедский монастырь, в библиотеке которого, по свидетельству Паисия (Величковского), «обрете бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума со Богом, от всех святых великими ревнителями в древняя времена собранную, и прочия о молитве… книги». Исследователи считают вполне возможным, что, подобно Паисию, Макарий посетил пустынный скит Василия, монахи которого были заняты переписыванием рукописей аскетико-созерцательного содержания (сочинений Антония Великого, Петра Дамаскина, Григория Синаита и проч.). Посетив Афон во второй раз, Макарий «после поклонения святым монастырям пришёл в Карею и был гостеприимно принят в келлии «Святой Антоний»... Он повстречал здесь Никодима и попросил его просмотреть «Добротолюбие»». В то время Никодим ещё был юным афонским подвижником, который находился на Святой Горе (в монастыре Дионисиат) всего около двух лет (с 1775 г.) и ещё не прославился никакими писательскими трудами. Раньше он встречался с Макарием на острове Идра около 1773/1774 г. и на Афоне в 1775 г.

 



 
PR-CY.ru