ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ - Страница 2

Христос сначала вернётся невидимым образом, воскресит всех умерших праведников, преобразит (transform) ныне живущих верующих и вознесёт тех и других на небеса («восхищение (rupture) святых» – 1 Фес. 4:17). Видимое пришествие Христа ожидается на Елеонской горе в Иерусалиме. За ним должно последовать сокрушение Антихриста, обращение в христианство всех евреев и суд над народами. Причём даже в период миллениума (Субботы мира – world-Sabbath) власти Царя Христа покорятся не все народы. Миллениум кончится «судом у Белого Трона» («judgment at the White Throne»), поражением Сатаны и разрушением Земли. Только тогда верные войдут в рай, а неверные навеки погибнут. Американский историк Марк Нолл рассматривает диспенсационализм конца XIX – начала ХХ вв. как одну из форм реакции на упадок христианской религиозности и кризис традиционных церквей (наряду с «Движением Святости», фундаментализмом и пятидесятничеством). Заслугу диспенсационализма он усматривает в защите Библии как Слова Божия и в привлечении внимания верующих к пророчествам Ветхого Завета, пусть и путём примитивной и произвольной «привязки» их к современным событиям: «Однако, поскольку диспенсационализм был наиболее интеллектуальной формой фундаментализма, он нёс и наибольшую ответственность за разрушительное воздействие, оказанное им на разум христиан». Чарльз Райри, апологет и систематизатор диспенсационализма, в 1965 г. выделил три формальных признака диспенсационалистского мировоззрения: различение и противопоставление Израиля и видимой церкви; способ толкования Библии, обычно называемый буквальным (literal), однако Ч. Райри предпочитал называть его нормальным или прямым (normal or plain); большую сосредоточенность на славе Божьей, нежели на спасении людей. Распространённость диспенсационализма среди англосаксонских протестантов нарастала по мере приближения 2000 г. (28 млн. экз. Библии издано к 1990 г.). Бестселлером стала диспенсационистская повесть-притча Х. Линдсея, К. Карлсона «Покойная великая планета Земля» (Lindsey H., Carlson C. C. «The Late Great Planet Earth. Grand Rapids», 1970 г.). Нарастание подобных настроений привело к возникновению в британской и американской церковной среде новых вариантов диспенсационализма. В частности, появились «прогрессивные диспенсационалисты» – Крэг Блейзинг, Даррел Бок, которые оспаривают универсальность трёх признаков Ч. Райри. Диспенсационалисты-пятидесятники выделяют в качестве особой диспенсации эпоху «излияния Святого Духа», которую разные авторы датируют по-разному, и т.п. Отдельные положения диспенсационализма проникают в мировоззрение разных христиан (но прежде всего, баптистов, адвентистов, пятидесятников) и атеистов. Диспенсационализм фактически стал частью американской гражданской религии в том её варианте, которого придерживаются наиболее экспансионистски и глобалистски настроенные политики, рассматривающие США как политическую силу, которая создала универсальную модель социального благополучия и призвана подготовить политическое объединение всего человечества, которое состоится при миллениуме. Подобная идеология даёт возможность оправдать в глазах христиан практически любые действия США.



 
PR-CY.ru