Словарь по христианству Д ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ

ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ

ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ (англ. Dispensationalism; лат. dispensatio, dispensationis – распределение, управление, религиозная заповедь, Божий Промысл, разрешение на отступление от правил) – теологическая концепция, получившая широкое распространение в различных протестантских течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX–XX вв. В основе диспенсационализма лежит представление о разделении истории человечества на периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога. В течение каждого периода Бог испытывает человека: насколько человек покорен особым, присущим только этому периоду откровениям, в которых проявляется Божья воля. Милленаристы толкуют второе Послание Петра (3:8) в буквальном смысле, где каждый день Шестоднева – это ровно одна тысяча лет, и верят, что Страшному Суду должен предшествовать миллениум – 1000-летний период мира, экономического процветания и всеобщего христианского воцерковления. Постмилленаристы верят, что Второе пришествие Христа произойдёт лишь в конце этого периода, премилленаристы – что Второе пришествие Христа видимым образом и в великой славе произойдёт перед наступлением миллениума, а следовательно, именно Христос как земной Царь будет править, опираясь на святых, в течение всего миллениума. Современный диспенсационализм характерен для премилленаристов. Автором учения был Джон Нельсон Дарби из секты Плимутских братьев. Его американский последователь, конгрегационалистский пастор Сайрус Скофилд, разработал свой вариант диспенсационализма и в 1909 и 1917 гг. в США издал Библию с комментариями и таблицами, в которой вся человеческая история была поделена на семь диспенсаций («Скофилдова Библия» – «The Scofield Reference Bible»; новейшее издание – 1984 г.). К 1918 г. было выпущено около 2 млн. экземпляров. Все ветхозаветные мессианские пророчества о Христе диспенсационализм толкует как пророчества не об Искупителе и Основателе церкви, а о Царе, Который был послан, чтобы восстановить Израильское царство. Согласно С. Скофилду, Христос не смог восстановить трон Давидов и создал видимую христианскую церковь, которая и существует в истории и в начале XX в. переживает глубокий упадок. С. Скофилд настаивал на том, что человеческая история должна длиться ровно 7 тыс. лет, видя в числе 7 основу, на которой строится понимание Библии. Он опирался на подсчёты англиканского архиепископа Джеймса Ашера, согласно которым Творение произошло в 4004 г. до н.э. Своё время С. Скофилд рассматривал как завершение шестой диспенсации, за ней должно последовать пришествие Христа и миллениум. Второе пришествие Христа должно побудить евреев принять Его как Царя и создать в Палестине «царство Славы» во главе с Ним, которое будет признано всеми народами Земли. Наиболее распространена точка зрения, что каждая диспенсация начинается новым Откровением Бога людям, а заканчивается катастрофой – карой за неповиновение людей Богу: Адам и Ева в раю, грехопадение и изгнание из рая; от Каина до Всемирного потопа; от Вавилонского столпотворения до разрушения Содома и Гоморры; эпоха Авраама, Исаака и Иакова до Исхода; эпоха Моисеева закона, когда Бог открывает Себя в Завете (ковенанте), оканчивается распятием Христа; наше время – христианский (или тaинственный, mystery) период, когда Христос открывает Себя людям через Евангелие. Причём за семь лет до явного Второго пришествия Христа (срок исчисляется на основании Дан. 9:24–27) начнутся «скорби конца времён» (endtime tribulation).

 



 
PR-CY.ru