ДЮРЕР Альбрехт - Страница 5

В 1512–1519 гг. участвовал в создании гравюры на дереве, состоящей из 92 досок (в собранном виде 3,2х2,9 м; не завершена; третье издание, 1559 г., Альбертина, Вена), которая была заказана императором Максимилианом I. На гравюре изображена Триумфальная арка (1515–1517 гг.) с родословием императора, со 102 гербами земель, «входящих» в его империю, с портретами его предшественников, начиная с Юлия Цезаря, со сценами войн и деяний императора Максимилиана, со стихами и с геральдическими символами. Разработка программы и отдельных сюжетов принадлежит историографу императора, поэту И. Стебию и отчасти В. Пиркгеймеру. За работу ему был назначен ежегодный пенсион в размере 100 гульденов. А. Дюрер создал в технике сухой иглы шесть офортов «Похищение Прозерпины» (1516 г.), в ксилографии гравюру «Носорог» (1515 г.). Наиболее знамениты три так называемые мастерские гравюры А. Дюрера. Первую («Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 г.) художник называл «Всадник», что указывает на связь с «Руководством христианского воина» Эразма Роттердамского, призывавшего христианина не сходить с пути истины, какие бы силы ни преграждали ему дорогу. На второй гравюре «Святой Иероним в келье» (1514 г.) он представил святого как олицетворение духовной самоуглублённости и созерцательной жизни. Третья гравюра («Меланхолия I», 1514 г.) имеет сложный символический подтекст. По мнению Раймонда Клибанского, Эрвина Панофского, Фрица Заксля, представленная на ней женская фигура персонифицирует меланхолический темперамент людей искусства, управляемых Сатурном. Он, покровитель каменотесов, плотников, геометров, о чём напоминают их разбросанные по земле инструменты, способен наделять властью и богатством, которые обозначены ключом и кошельком на поясе женщины. Цифра I на крыльях мыши отсылает к трактату Агриппы Неттесгеймского, определявшего три ступени гения, или меланхолической одержимости: I – низшую, доступную людям искусства, II – среднюю, свойственную учёным, III – высшую, присущую тем, кто поднимаются до постижения божественной сущности вещей и самого Божества. Таким образом, «Меланхолия I» символизирует дух человека искусства, тщетно стремящегося сравняться с Творцом. Гравюру отличает виртуозная техника исполнения – ряды мелких параллельных штрихов, сплетаясь в сложные, точные орнаменты, воплощают дробное, неровное освещение, создают объёмы и глубину пространства. В 1515–1521 гг. А. Дюрер стал широко известен за пределами Германии.

 



 
PR-CY.ru