ДЕ РОССИ Джованни Баттиста - Страница 2

Увлечённый древностями христианства, сосредоточенный на исследованиях, Дж. Б. де Росси был открыт для научного общения, стремился к нему и создал систему связей с коллегами из Италии и других стран Европы, особенно Франции и Германии, помогал деятельности Луи Дюшена, Теодора Моммзена, Э. Леблана, Г. Хенцена. Не будучи любителем путешествий, Дж. Б. де Росси, тем не менее, в 1838–1879 гг. объехал всю Италию (что было несвойственно итальянским учёным XIX в.), а также Францию, Бельгию, Швейцарию, Германию, Австрию и Великобританию, изучив их памятники и скопировав на месте огромное количество рукописей. Знание памятников (особенно рукописей) позволило ему стать авторитетным исследователем и добиться от европейского научного сообщества признания за христианской археологией прав науки. Дж. Б. де Росси понимал необходимость распространения интереса общества к христианской археологии: в 1850–1870 гг. читал лекции в дни памяти святых, проводил экскурсии по памятникам, создал Общество христианской археологии (1875–1877 гг.) и руководил им. Он был популярен, его уважали в кругах интеллигенции и знати; благодаря дружеским связям он мог получать из библиотек и музеев других стран (включая Россию) книги, рукописи и артефакты, которые раньше не вывозились за границу. С уважением относились к нему папская курия и папы, практически не стеснявшие его исследования. Настойчивый, но терпеливый и осторожный, Дж. Б. де Росси сочетал убеждения католика с «критическим», по его выражению (т.е. непредвзятым), подходом к фактам и противодействием догматизму. В середине 1850 гг. ультракатолики (кардиналы Доменико Бартолини, Жан-Батиста Питра и др.) критиковали его «протестантизм» после издания книги «Подземный Рим» и намеревались включить её в число запрещённых сочинений. Письма Дж. Б. де Росси к другу и коллеге кардиналу-учёному Л. Дюшену содержат жалобы на нарастающий рационализм, гиперкритику и на недооценку важности науки, на догматизм Ватикана, на зависть и доносы. Помимо монументальных трудов Дж. Б. де Росси издал более 200 малых археологических и церковно-исторических работ, основал и почти целиком заполнял периодический «Бюллетень христианской археологии» («Bulletino di archeologia christiana», «Bulletin de l'archéologie chrétienne»). С середины XIX в. его основной труд «Подземный Рим» (три тома вышли в 1864–1877 гг.; четвёртый и пятый готовили к печати) читали как в Италии, так и в Великобритании, Франции, Германии в переводах, пересказах и курсах христианской археологии. Юбилеи (60- и 70-летие) учёного стали поводом для широких международных форумов. В России труды и личность Дж. Б. де Росси сыграли значительную роль в развитии христианской археологии, что признавали уже в XIX в. его поддержкой пользовались Никодим Павлович Кондаков, Фёдор Иванович Буслаев, Николай Васильевич Покровский, Иван Владимирович Цветаев и другие выдающиеся русские историки христианского искусства; в России его сочинения перерабатывались Алексеем Фёдоровичем фон Фрикеном и Алексеем Сергеевичем Уваровым, а с 1880 гг. до начала ХХ в. работы русских учёных (например, Александра Петровича Голубцова) строились как развитие и критика трудов европейских учеников Дж. Б. де Росси.



 
PR-CY.ru