Словарь по христианству Д ДВОРЖАК Макс

ДВОРЖАК Макс

ДВОРЖАК Макс (1874–1921 гг.) – историк искусства, представитель венской школы искусствознания. Сын архивиста и библиотекаря замка Раудниц, богатая художественная коллекция которого содержала полотна Питера Брейгеля Старшего и портретную живопись испанских мастеров, повлиявшие на его художественные пристрастия. Обучение, начатое в Праге (1895 г.) у профессора истории Й. Голля, Макс Дворжак продолжил в Венском университете и завершил (1901 г.) его защитой диссертации. Приглашён в австрийский Институт исторических исследований. В период становления Макс Дворжак испытывал влияние Алоиза Ригля и Франца Викхоффа, ассистентом которого был с 1902 г., занимая в этот период должность приват-доцента Венского университета, а с 1909 г. – профессора. Переломные периоды в истории искусства (поздняя Античность, творчество Эль Греков, Альбрехта Дюрера, Мартина Шонгауэра, Брейгеля, Тинторетто) неизменно оказывались в сфере внимания Макса Дворжака. В 1904 г. он опубликовал основополагающую работу по истории нидерландского искусства – «Загадка искусства братьев ван Эйк». Предметом исследования стал не столько вопрос об авторах Гентского алтаря, сколько проблема зарождения стиля, намеченного в картинах треченто и во французской книжной миниатюре около 1400 г. В работе также была введена методологическая проблематика последующих изысканий Макса Дворжака, связанная с философией Вильгельма Дильтея и формальным методом А. Ригля, его представлением о континууме извечных вопросов-ответов. Макс Дворжак выявлял связь искусства с мировоззрением и духовной атмосферой эпохи и видел залог развития искусства в разнонаправленности и многочисленности его течений, а также в индивидуальности художника; на этих принципах основана работа «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи» (1918 г.), построение которой обнаружило концептуальную цельность видения им исторического развития западноевропейского искусства. В 1905 г., после смерти А. Ригля, при содействии Юлиуса фон Шлоссера Макс Дворжак занял государственный пост главы Общества охраны памятников Австро-Венгрии, в результате его деятельности после Первой мировой войны при репарации удалось сберечь существенное число художественных ценностей. Отношение к проблемам реставрации он высказал в работе «Katechismus der Denkmalspflege» (1916 г.). 15 января 1921 г. в периодическом издании «Wiener Mittag» («Венский полдень») появилась статья Макса Дворжака, посвящённая серии работ А. Дюрера «Апокалипсис» (1497–1498 гг.) из собрания Альбертины. Сборник статей Макса Дворжака, составленный Карелом Свободой и Йоханнесом Вильде и известный по выбранному Феликсом Хорбом названию – «Kunstgeschichte als Geistgeschichte» («История искусства как история духа». 1924 г.), представляет собой первый том из задуманной учениками Макса Дворжака пятитомной серии его книг, в которую вошло также двухтомное собрание лекций по искусству итальянского Возрождения («Geschichte d. italienischen Kunst im Zeitalter der Renaissance». 1927–1929). В Собрание сочинений (Gesammelte Aufsätze zur Kunstgeschichte. 1929) последователями помещена одна из последних статей Макса Дворжака «Variationen über ein Thema» («Вариации на тему». 1921 г.) – вступление к серии графических работ Оскаром Кокошки. Метод Макса Дворжака, интерпретатора и мастера формального анализа, привлёк внимание Эрвина Панофского, Макса Фридлeндера и других исследователей. Архив его неопубликованных трудов находится в библиотеке Венского университета.

 
PR-CY.ru