Словарь по христианству Д ДАСИЙНАЯ НОТАЦИЯ

ДАСИЙНАЯ НОТАЦИЯ

ДАСИЙНАЯ НОТАЦИЯ – разновидность нотации латинского церковного пения, применявшаяся в эпоху Каролингского Возрождения. Исследователи пишут, что образцы дасийской нотации встречаются только в музыкально-теоретических трактатах. Основой дасийской нотации служит символ, называемый dasia (от греч. – название знака, обозначающего густое придыхание). Графика дасийской нотации восходит к античной буквенной нотации, представленной в таблицах греческого теоретика IV в. Алипия и в трактате Боэция «De institutione musica» (начало VI в.). Этот символ в системе нотации Хукбальда Сент-Аманского обозначает самую низкую ступень звукоряда, а словосочетание «dasia rectum» присутствует в его трактате «О музыке» (другое название – «Об основах гармоники», около 900 г.). Система дасийской нотации описывается в анонимных трактатах IX в.: «Учебник музыки», «Схолии к учебнику (музыки)» и др., неизвестных авторов которых часто обобщённо называют Псевдо-Хукбальдом или школой Хукбальда. Знаки дасийской нотации представляют собой различные модификации исходной графемы (горизонтальные и вертикальные инверсии на 180 и 90 градусов, снабжённые дополнительными, в свою очередь, варьируемыми, элементами – мелкими буквами S и C). Существовало два способа согласования дасийской нотации с певческим текстом – горизонтальный и вертикальный. Знаки либо записывались параллельно текстовой строке, подобно другим разновидностям средневековой нотации, либо выстраивались вертикально слева от текста, слоги которого располагались на горизонтальных линиях, проведённых вправо от дасийных обозначений. Звукоряд, записанный знаками дасийской нотации, генетически связан с древнегреческой совершенной системой, но в отличие от неё построен на основе только так называемого дизъюнктивного (т.е. с разделительным целым тоном) способа соединения одинаковых по структуре тетрахордов (в направлении снизу вверх: тон – полутон – тон). Модальные свойства звукоряда (прежде всего, функциональная тождественность квинт и фиксированное положение полутона) нашли отражение и в графике: так, третья ступень тетрахорда, в терминологии того времени – tritos (трита) – по начертанию всегда отличается от других ступеней. Таким образом подчёркивается её функция в тетрахорде – указывать на единственный полутон. В средневековой теории дасийская нотация подвергалась критике: Герман Расслабленный считал «дасийный» способ соединения тетрахордов «противоестественным» (contra naturam), однако такого рода критика была верна лишь с точки зрения теории диатонического одноголосия. Дасийская нотация была преимущественно ориентирована на запись многоголосного пения; она хорошо приспособлена для передачи движения параллельными квинтами, поэтому исследователи не исключают, что первоначально предназначалась, прежде всего, для этой цели. Дасийская нотация возникла в эпоху расцвета устной традиции церковного пения. Активно развивавшееся в это время невменное нотное письмо не фиксировало высоту тонов и служило певчим, прежде всего, средством самоконтроля при исполнении ранее заученных напевов. Дасийное письмо, напротив, давало возможность исполнять незнакомый распев собственными силами певчих не со слуха, но по записи – «ignotum melum ex nota eorum (i. e. Vocum) qualitate et ordine per signa investigare» («открывать (для себя) незнакомую мелодию, (зная) качество и порядок звуков (т.е. звукоряд и модальные функции), через (нотные) знаки»). Именно в дасийской нотации были записаны первые образцы европейского многоголосия – параллельные и непараллельные органумы. Трактаты, в которых использована дасийская нотация, сохранились в большом количестве списков, они были хорошо известны учёным Средневековья; однако дасийская нотация не получила широкого распространения в церковнопевческой практике. Позднейшие теоретики (Герман Расслабленный, Гвидо Аретинский и др.) добиваясь от нотного письма точности в передаче интервалов, опирались в своих реформах на иные принципы и иной звукоряд (хотя ставили перед собой те же дидактические цели). Вертикальный способ дасийной записи предвосхищает линейную нотацию последующих эпох.

 
PR-CY.ru