ДЮШЕН Луи Мари Оливье - Страница 3

По мнению Л.М.О. Дюшена, текст Мартиролога является компиляцией, ядро которой сформировалось в середине V в. в Италии, а основная часть – в конце VI – начале VII вв. в Автиссиодуре (ныне Осер, Франция). Вкладом Л.М.О. Дюшена в развитие исторической литургики стало сочинение «Истоки христианского культа» (1899 г.), посвящённое раннехристианскому, восточному и латинскому богослужению до эпохи Карла Великого. Признавая некоторое разнообразие в деталях совершения литургии и небольшую свободу епископа в формулировании молитв, Л.М.О. Дюшен, тем не менее, утверждал изначальное единообразие локальных евхаристических традиций (древность и аутентичность евхаристических молитв «Дидахе» он считал некой маргинальной аномалией, не меняющей картины в целом). Только в III в., по его мнению, начали формироваться обряды Рима, Антиохии и Александрии. Наибольшую ценность в его работе представляют главы, посвящённые галликанскому обряду. Истоки этого обряда Л.М.О. Дюшен видел в богослужении города Медиолана (ныне Милан). Он предложил свою реконструкцию чина галликанской мессы. Кроме того, Л.М.О. Дюшен ввёл в научный оборот ряд ранее неизвестных источников (в частности, в приложении им были опубликованы 12 Ordines Romani, неизвестных Жану Мабильону). «История древней церкви» была издана Л.М.О. Дюшеном по просьбе его друзей. По сути, это – переработанный курс университетских лекций, распространявшихся изначально литографическим способом. Л.М.О. Дюшен выстроил курс тематически, поэтому часть материалов повторяется в разных главах. Работа была задумана как научно-популярная, а потому почти полностью лишена точных ссылок на источники, библиографических указаний, анализа различных гипотез и т.п. История возникновения христианства и апостольский период изложены максимально сжато. Последующая история церкви также содержит значительные пробелы (почти не говорится о Тертуллиане, крайне мало – об Оригене, о дисциплинарных спорах). Вместе с тем повествование отличает живость языка и красочность изложения. Все выводы основаны на обобщении многолетних исследований. Помимо этих работ Л.М.О. Дюшену принадлежит множество статей по церковной истории (о христианстве Северной Африки, расколе донатистов, Поместных соборах IV–V вв., об отдельных епископских кафедрах Италии и Галлии и др.), восточной и греческой эпиграфике и археологии, топографии Рима и проч. Поскольку Л.М.О. Дюшен занимался агиографией (работы об апостоле Варнаве, о равноапостольной Марии Магдалине, о святых Перпетуе и Фелицитате, о св. Геновефе, об апостольских списках и др.), он вёл активную переписку с болландистами (опубликована в 2002 г.). В 1880 г. основал журнал «Bulletin critique de littérature, d'histoire et de théologie» и был его редактором и одним из авторов. Он также являлся переводчиком и редактором французского выпуска «Bulletin d'archéologie chrétienne», основанного Дж.Б. Де Росси. В историю церковной науки Л.М.О. Дюшен вошёл как один из самых беспристрастных учёных эпохи жёстких идеологических и межконфессиональных споров. Был удостоен многих наград и званий: почётный каноник Сен-Бриё и Парижа, командор ордена Почётного легиона, член французского Общества любителей древностей (Société des antiquaires), президент Общества христианской археологии (Société d'archéologie chrétienne), почётный член ряда академий и университетов (Берлина, Гёттингена, Рима, Турина, Кембриджа, Оксфорда и др.).



 
PR-CY.ru