Словарь по христианству Д ДАНИИЛ САЛАХСКИЙ

ДАНИИЛ САЛАХСКИЙ

ДАНИИЛ САЛАХСКИЙ (середина VI в.) – западно-сирийский монофизитский монах и экзегет, автор «Великого толкования на Псалтирь», считающегося первым комментарием на сирийском языке (по сообщению Даниила Салахского, комментарий был написан в 541–542 гг.). Он является также автором толкования на Книгу Екклесиаста и на главы из книги Исход, посвящённые десяти карам египетским. Эти сочинения сохранились в составе катен Севира Монаха из Эдессы (861 г.). Почти всё, что известно о Данииле Салахском и об обстоятельствах составления комментариев, находится в его тексте, а также в переписке между ним и Иоанном, настоятелем монастыря блаженного Евсевия вблизи Апамеи Сирийской, побудившим Даниила Салахского приступить к этой работе. Иоанн обращается к нему как к «священнику» и «настоятелю», однако монастырь не упомянут. Исследователи обычно считают, что он находился в деревне Салах (близ города Мидьят, Тур-Абдин, современная Турция), однако в западно-сирийской традиции Даниила Салахского связывают с деревней со сходным названием в Сирии и называют его епископом города Телла (Константина, территория современной Турции). Современные исследователи высказали мнение, что встречающееся в некоторых рукописях упоминание о Данииле Телльском указывает не на Даниила Салахского, а на западно-сирийского экзегета, жившего около XV в. и составившего на основе книги Даниила Салахского свой комментарий с привлечением нового материала, в частности, комментария Григория Абу-ль Фараджа (Бар Эвройо). Комментарий Даниила Салахского состоит из 150 гомилий – по числу псалмов и обычно делится на три тома – по 50 гомилий в каждом. Рукописная традиция комментария довольно запутанна; обычно выделяют полную и две сокращённые редакции. Имеются армянская (XII–XIII вв.) и арабская (XVII–XVIII вв.) версии. Комментарии к большинству псалмов состоят из определения основной темы псалма, исторического обстоятельства его написания, последовательного объяснения (преимущественно христологического, но также и нравственно-аскетического) текста псалма, молитвы. В определённой степени они близки к комментариям Кирского епископа Феодорита, в них отсутствуют крайние положения как антиохийской, так и александрийской богословской школы. Даниил Салахский считает, что все псалмы были написаны Давидом, через которого Святой Дух сообщил о домостроительстве спасения, совершённого Христом, о Царстве Божьем, жизнь Давида-псалмопевца явилась прообразовательным моментом различных аспектов жизни Христа. Комментарий был предназначен для монахов в качестве назидательного чтения и оказал значительное влияние на последующую западно-сирийскую духовную и богословскую традицию; его использовали Антоний Ритор, Бар Эвройо и др. Книга Даниила Салахского – источник по истории раннего монофизитского богословия (в том числе содержит материалы по афтартодокетизму). Издание всего текста комментария было сделано на основе одной рукописи; критическое издание текста готовит Д. Тейлор.

 
PR-CY.ru