ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ - Страница 3

Во время произнесения преанафорального литургического диалога в греческой традиции предстоятель благословляет народ при произнесении слов раздела 2; поднимает руки, продолжая смотреть в сторону народа, при произнесении слов раздела 3; поворачивается к Востоку до или после произнесения слов раздела 4. В современной русской практике священник благословляет народ при произнесении слов раздела 2, после чего сразу поворачивается к Востоку и поднимает руки при произнесении как слов раздела 3, так и раздела 4, но при архиерейском богослужении епископ смотрит в сторону народа во время каждого из разделов 2, 3 и 4, осеняя дикирием и трикирием на три стороны при каждом из своих возгласов (этот обычай был введён в Москве при патриархе Никоне в целях гармонизации русской и греческой практик и основывался на свидетельстве Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария). Он сохраняется в русской традиции до настоящего времени, хотя в греческой практике архиерейского богослужения осенения дикирием и трикирием во время преанафорального литургического диалога не совершаются, а образ произнесения этого литургического диалога при иерейском и архиерейском служениях сходен. Особые литургические диалоги входят в состав чинопоследований, совершаемых лишь в определённые моменты – например, в чине освящения храма. Один из самых ярких моментов православного чина освящения храма – это заканчивающий шествие со св. мощами литургический диалог, имеющий следующий порядок: 1) святитель, стоя перед закрытыми вратами освящаемого храма возглашает стих: «Возьмите врата князя вашего, и возьмите врата вечные, и внидет Царь Славы» (Пс. 23:7), а певцы из храма отвечают: «Кто есть сей Царь Славы?» (Пс. 23:8а); 2) возглашение и ответ повторяются (после первого и второго возглашений архиерей совершает определённые священнодействия); 3) архиерей крестообразно осеняет дискосом с мощами закрытые врата храма и возглашает: «Господь сил, Тот есть Царь Славы» (Пс. 23:8b), певцы отвечают теми же словами, после чего врата отворяются, и процессия входит в храм. Пение Пс. 23 во время церемонии торжественного входа в освящаемый храм является частью православного чина с древних времён. Так, при освящении в VI в. Святой Софии, по свидетельству «Пасхальной хроники» Иоанна Малалы и Феофана, пели именно этот псалом. В некоторых чинах литургический диалог составляют их центральную часть, например, в чине умовения ног, где священнодействие сопровождается поочерёдным чтением рассказа об умовении ног из Евангелия от Иоанна: протодьякон читает нарративный текст, архиерей читает слова Господа Иисуса Христа, архимандрит – слова апостола Петра (исследователи отмечают, что тот же принцип чтения Священного Писания несколькими людьми поочерёдно лежит и в основе популярных в Средневековье народных представлений на темы Священной истории; кроме византийского чина умовения ног известно его использование и во время других церковных служб в различных христианских традициях). Диалогические формы используются также в христианской гимнографии, – в первую очередь, в сирийской, где диалогическая поэзия составляет один из древнейших гимнографических жанров.

 



 
PR-CY.ru