«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» - Страница 4

Как показала Г. Винклер, появление богородичного песнопения в составе intercessio анафор константинопольских литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста было связано с влиянием палестинской и александрийской традиций. Первоначально это песнопение (в рукописях указываются различные конкретные тексты; чаще всего – «Радуйся, благодатная...» – Лк. 1:28b, c или «Богородица Дево, радуйся» читалось священником тайно и до возгласа, со временем оно переместилось на место после возгласа и стало петься хором). К XVI в. сформировалась современная практика, когда литургийное «Достойно есть» или задостойник поются вместо древних дьяконских диптихов усопших, от которых в современном чине сохранились лишь дьяконское каждение во время этого раздела анафоры и напоминание в Служебнике о негласном поминовении диаконом тех, кого он желает (диптихи живых доныне сохраняются при архиерейском богослужении). По аналогии с литургией «Достойно есть» поётся в чине о панагии – после священнодействия возвышения панагии и тропаря. В некоторых службах «Достойно есть» предваряет отпуст (как полагают исследователи, по аналогии с использованием песнопения «Честнейшую херувим» в качестве одного из заключительных молитвословий) – на изобразительных и на великопостной седмичной вечерне (кроме праздников и случаев совершения литургии преждеосвящённых Даров). В том же качестве «Достойно есть» используется при чтении принятых ныне в РПЦ келейных вечернем и утреннем правилах. В старообрядческой традиции «Достойно есть» входит в так называемый семипоклонный начал и читается перед заключительными молитвословиями. По мнению исследователей, как завершающую молитву это песнопение или задостойник исполняют в чине встречи архиерея – пение «Достойно есть», как полагают исследователи, является здесь следом дониконовской практики, когда шествие архиерея в храм сопровождалось соответствующими молитвами и завершалось отпустом при входе в церковь. Величание может также исполняться как самостоятельное песнопение, например, в качестве праздничного величания на утрене праздника Казанской иконы Божьей Матери. С середины XVI в. «Достойно есть» выписывалось в певческих рукописях среди песнопений утрени с указанием петь его на шестой глас столпового знаменного распева, соответствующий гласу ирмоса Великой пятницы, с которым песнопение связано по происхождению (на шестой глас также должен исполняться возглас перед песнью Богородицы «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим»). О значении этого песнопения свидетельствует тот факт, что в Скитском уставе, согласно которому поётся лишь ограниченное количество песнопений, наряду с ирмосами и песнью Богородицы «Величит душа Моя Господа» следует петь «Достойно есть». Впоследствии возникает множество вариантов мелизматических распевов «Достойно есть» для литургии, в том числе демественного распева, «многогласные» варианты, такие, например, как «осмогласное», «творение и роспев Лва Царя премудраго деспота» и «четверогласное опекаловское».

 



 
PR-CY.ru