«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» - Страница 3

В славянских рукописях Иерусалимского устава XVI – первой половины XVII вв. наиболее распроcтранённым является указание петь «Достойно есть» после девятой песни канона в седмичные дни: «...Велегласно вкупе на глас шестой и творим вкупе вси поклон до земли»; в главе о чине воскресного всенощного бдения указания о «Достойно есть» отсутствуют. Однако в некоторых славянских рукописях (включая ранние, вторая половина XIV в.) предписывается петь «Достойно есть» после девятой песни канона как на седмичной, так и на воскресной утрене (что больше соответствует предположению о связи между «Достойно есть» и «Величит душа Моя Господа»). Указания о пении «Достойно есть» и в воскресные, и в седмичные дни содержат Соловецкий и Скитский уставы XVII в., а также старообрядческие уставы. В современной старообрядческой традиции «Достойно есть» поётся всегда, когда исполняется песнь «Величит душа моя Господа», включая пред- и попразднства. По аналогии с утреней «Достойно есть» поётся после окончания канона на молебне, повечерии (как великом, так и малом; «Достойно есть» отменяется в тех случаях, когда устав указывает катавасии после каждой или только после девятой песни канона повечерия – на первой и Страстной седмицах Великого поста; в предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения и др.), в различных келейных правилах (например, в последовании к Святому Причащению). В отличие от утрени во всех этих случаях «Достойно есть» поётся не после покрывающего ирмоса девятой песни канона (как на утрене), а сразу после тропарей и само служит покрывающим ирмосом. На Божественной литургии «Достойно есть» поётся во время intercession (раздел, содержащий поминовения) анафоры, сразу после возгласа предстоятеля. В дни важнейших праздников и их попразднств «Достойно есть» анафоры заменяется задостойником (а в дни совершения литургии Василия Великого – песнью «О Тебе радуется» или задостойником). Современная греческая практика отличается от русской тем, что в дни попразднств, когда на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поётся не задостойник, а «Достойно есть». По положению в службе и музыкальному оформлению литургийное пение «Достойно есть» заметно выделяется среди прочих случаев употребления песнопения, однако включение его в чин Божественной литургии произошло значительно позднее включения «Достойно есть» в состав утрени и ряда других служб – лишь к XVI в. окончательно сформировалась традиция пения «Достойно есть» и задостойников в соответствующем месте анафоры. Даже в «Диатаксисе» Константинопольского патриарха Филофея Коккина, кодифицирующем афонские богослужебные традиции XIV в. и отражающем окончательную стадию развития византийского чина Божественной литургии, «Достойно есть» в чине отсутствует, в соответствующем месте анафоры хору предписывается петь богородичен «Яко воистину достойно и праведно славити...», а священнику – читать «Радуйся, Благодатная...».

 



 
PR-CY.ru