«ДОСТОЙНО ЕСТЬ»

«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» – одно из наиболее известных православных песнопений во имя Пресвятой Богородицы. Текст «Достойно есть» представляет собой развёрнутую похвалу Богородице и состоит из двух частей, приписываемых разным гимнографам: припева-величания и ирмоса; русский перевод: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем» (дониконовский текст песнопения отличается одной строкой). Автором гимна «Честнейшую херувим», являющегося ирмосом девятой песни трипеснца Великой пятницы второго плагального (т.е. шестого) гласа, традиционно считается Косма Маюмский. Согласно Иерусалимскому уставу, это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая исполняется в начале девятой песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в богослужении и как самостоятельное молитвословие. О создании величания повествует предание, записанное около 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом. В последней четверти X в. на Святой Горе, в небольшой келлии у церкви Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушёл на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню, и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Достойно есть». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был архангел Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Достойно есть» перешло во всеобщее богослужебное употребление. Место чудесного явления получило название «(место) пения»; в рукописях Минеи иногда встречается указание на службу во имя архангела Гавриила в церкви 11 июня, т.е. в день празднования иконы Божьей Матери «Достойно есть» – по преданию, того самого образа, перед которым и произошло чудо (икона была перенесена в кафоликон Протата в Карее, где хранится в настоящее время). В 1838 г. по просьбе Протата иеродиакона афонского Русского Пантелеимонова монастыря Венедикт составил гимнографическое последование в честь иконы «Достойно есть». Исследователям известен ряд византийских песнопений, подобных величанию; особенно часто они встречаются в числе припевов к 17-й кафизме на различные праздники (среди используемых в современной практике подобных припевов – тропарь «Достойно есть…»,  открывающий вторую статию непорочных в Великую субботу и следующий за ним аналогичный тропарь; сходные тропари присутствуют и среди припевов на второй статии непорочных в праздник Успения Пресвятой Богородицы как в дониконовской русской традиции, так и в позднейшей греческой и русской редакции чина погребения Божьей Матери).

 



 
PR-CY.ru