ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 6

После издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906 г.) жизнь поморских общин, как и большинства старообрядческих сообществ, значительно активизировалась. 25–27 ноября 1906 г. прошёл съезд старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краёв под председательством Аристарха Моисеевича Пимонова с участием 450 человек, на котором наряду с вопросами о гражданских правах наставников, о благоустройстве храмов особо обсуждалась проблема необходимости создания в этих регионах русских школ, о чём было послано прошение председателю Совета министров графу Сергею Юльевичу Витте. 14–17 сентября 1905 г. состоялся третий самарский Собор с участием 200 делегатов из 17 губерний, председателем был избран Иван Иванович Зыков. На съезде обсуждались следующие основные вопросы: о чиноприёме федосеевцев, о самокрестах, о почитании образа Бога Отца, о пении «хомовом» и «на речь», о духовных отцах. Было решено федосеевцев и филипповцев принимать в согласие третьим чином (через покаяние), самокрестов крестить, не делать различия в пении и не допускать споров по этому вопросу, был запрещён самовольный переход духовных отцов из прихода в приход. Уральские Соборы – второй озёрский (1905 г.) и коробейниковский (1906 г.) – обсуждали разделение общин в вопросе о браке. К началу XX в. всероссийским центром старообрядцев-поморцев стала Москва. В храме Покрова и Воскресения второй поморской общины в Токмаковом переулке прошли в 1909 и 1912 гг. Первый и второй всероссийские Соборы поморцев, приемлющих брак, избравшие для руководства согласием Всероссийский совет Соборов и съездов и духовный совет. На первом Соборе под председательством Льва Феоктистовича Пичугина с участием 553 делегатов из 47 губерний обсуждалось более 200 вопросов, в том числе вопросы «о Церкви Христовой», о таинствах, о крестном знамении, о «замирщении», о брадобритии, об употреблении чая и табака, об устройстве типографии и издании журнала. Было решено развивать старообрядческое просвещение, создать училище для начётчиков, ежегодно проводить в Москве Соборы. Собор утвердил главные положения вероучения, выработанные на историческом пути согласия: духовное понимание Антихриста, неприятие послераскольного российского священства, сохранение в согласии таинств крещения и покаяния, признание брака; Собор дал определение статуса наставника. В рамках Собора прошло собеседование со старообрядцами, приемлющими Белокриницкую иерархию. В 1911 г. в Двинске состоялся всероссийский съезд поморцев по народному образованию, признавший желательным повсеместное открытие старообрядческих училищ, создание постоянного учебного заведения для наставников и ежегодных курсов для учителей и начётчиков, одобривший проект старообрядческого учебника по Закону Божию и издание журнала «Щит веры», первый номер которого вышел в 1912 г. (журнал издавался до 1916 г.). Второй всероссийский Собор прошёл в Москве под председательством Терентия Акимовича Худошина.

 



 
PR-CY.ru