ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

В конце ХIХ – начале ХХ вв. многие поморцы из Виленской и Сувалкской губерний переселились в США. Присоединение федосеевских общин к поморскому согласию в XIX в. шло также на Урале, в Сибири, в Поволжье и в Центральной России. С 1825 г. ведёт начало влиятельная поморская община в городе Златоусте на Южном Урале, основанная Стефаном Кузьмичом Тельминовым, который не признавал браков. Его преемник Трофим Васильевич Байдосов обсуждал с поморцами Москвы и Санкт-Петербурга возможность признания браков, в результате в Златоусте и в селе Гагарьем Таловской волости прошли Соборы поморцев, на которых были утверждены бессвященнословные браки, после чего полемика по данному вопросу в регионе обострилась. Значительным центром беспоповства было Среднее Поволжье, в том числе сёла Золотое («корень поморства на Волге»), где моленная известна с середины ХVIII в., Воскресенское (старообрядцы здесь известны со второй половины ХVII в.), Самодуровка, Суворовское, Ключи, Базарный Карабулак и др., города Вольск, Саратов. В начале ХIХ в. в Саратове действовали четыре моленные, в том числе волковская моленная, где заключались браки (основана около 1812 г. саратовским купцом Иваном Васильевым Волковым, запечатана 2 июня 1854 г.; с 1847 г. её настоятелем был Д.И. Волков, заказавший в 1830 выговским переписчицам списки сочинений Андрея Денисова). Более тысячи поморцев числилось в Мелекесе (современный Димитровград Ульяновской области). Часть их была близка к федосеевцам (последователи «Марковой веры», моленная которых размещалась в доме Константина Григорьевича Маркова); главой брачных поморцев, в доме которого располагалась моленная, был купец А.П. Жирнов. Деятельность поморских общин регулировалась региональными Соборами, или съездами, регулярно проходившими во второй половине XIX в. Варковский съезд беспоповцев (преимущественно федосеевцев) близ Двинска (современный Даугавпилс, Латвия), состоявшийся 2–7 октября 1832 г. (иногда указывается 1831 г.), допустил бессвященнословные браки, установил правила избрания и отрешения наставников, избрал духовный совет – центральный орган управления беспоповцами Латвии. Нижегородский съезд поморцев 1867 г. решал вопрос о самокрещенцах (самокрестах). На Урале значительный резонанс имели решения первого Собора в деревне Озёрской Челябинского уезда Оренбургской губернии (1875 г.) о запрещении бессвященнословных браков. Реакцией на эти постановления стали пять вопросов Собору видного поморского деятеля Дионисия Васильевича Батова. На поморское сообщество оказали влияние решения галишёвского (1886 г.), гилёвского и малочаусовского (1898 г.), обуховского (1899 г.), саратовских (1887, 1896 гг.), самарских (1887, 1896, 1897, 1898 гг.) Соборов, виленского съезда наставников (1–3 октября 1901 г.). На самарских съездах 1897, 1898 гг., имевших значение для всего согласия, обсуждались вопросы богослужебного пения, толкования прихода пророков Илии и Еноха перед воцарением Антихриста, возможности повторных браков для старообрядцев, отношения с самокрестами, отношения с федосеевцами, причины разделения среди беспоповцев.

 



 
PR-CY.ru