ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – название одной из централизованных религиозных организаций старообрядцев-поповцев. После учреждения Белокриницкой иерархии не все поповцы признали каноничность новой иерархической структуры. Они продолжали принимать священников из Русской православной церкви в старообрядчество «вторым чином» (через миропомазание). За ними сохранилось разговорное наименование «беглопоповцы», не вышедшее из употребления и после учреждения иерархии. До революции 1917 г. в стране активно функционировало около 150 приходов. В 1923 г. значительная часть членов церкви признала своим главой перешедшего к ним из обновленчества Саратовского архиепископа Николу (Поздеева); с его присоединением к староверию из обновленчества (уже после того, как патриарх Тихон запретил в священнослужении всех епископов, уклонившихся в обновленчество). В сентябре 1926 г. к ним также присоединился «андреевский» единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев). Вместе они рукоположили третьего епископа, и у них появилась своя иерархия. Первоначально центр был в Саратове (месте пребывания архиепископа). В 1924 г. он был перенесён в Москву – при Никольском храме на Рогожском кладбище. Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 г.; богослужения в нём возобновились в 1943 г., при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались. После Великой Отечественной войны духовный центр беглопоповцев обосновался в городе Новозыбкове, в 1955 г. был перенесён в Куйбышев. Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на другие религиозные организации, усилилось в конце 1950 гг. в связи с хрущёвской антирелигиозной кампанией, одним из результатов государственной политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Всё это стало причиной того, что в январе 1962 г. архиепископ Епифаний (Абрамов), ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушёл на покой. 24 марта 1963 г. в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведён Иеремия (Матвиевич), который перенёс центр Древлеправославной церкви в Новозыбков Брянской области. После хрущёвских гонений и вплоть до конца 1980 гг. количество приходов Древлеправославной церкви составляло во всём СССР лишь около 20. Основные центры находились в городах Самаре (тогда Куйбышев), Новозыбкове, Вольске и Курске. Официальное название до последнего времени было: Древлеправославная церковь, или Древлеправославная архиепископия Новозыбковская, Московская  и всея Руси; новое наименование – Древлеправославная церковь. В 1988 г. состоялась первая в Древлеправославной церкви канонизация святых. К лику святых были причислены Андрей Рублёв, Максим Грек, Московский митрополит Макарий, Московский  патриарх Гермоген, протопоп Аввакум. В 1988 г. епископ Пермский Леонтий (Кречетов) вместе с Московским епископом Флавианом отделился от Новозыбковской архиепископии. Флавиан вскоре вернулся, но Леонтий не только стоял на своём, но и рукоположил для Иверской Древлеправославной церкви епископа и фактически положил начало бытию её епископата. В 1990 г. московской древлеправославной общине был передан Покровский собор в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице, который стал главным московским храмом Древлеправославной церкви.

 



 
PR-CY.ru