ДОМИНИС Марко Антонио де - Страница 2

Для начала XVII в. такое объяснение было значительным прогрессом в понимании физических механизмов формирования радуги, о чём, в частности, свидетельствует подробное изложение взглядов Доминиса Марко Антонио де Исааком Ньютоном в его труде «Оптика», где он называет Доминиса Марко Антонио де «знаменитым». Вопросу о цветах радуги Доминис Марко Антонио де также отвёл значительное место в своём сочинении. Данные своих наблюдений он интерпретировал в соответствии с традиционными для того времени представлениями о природе цвета. Оценивая значение его работы, исследователи высказывают мнение, что именно от неё ведёт своё начало теория дисперсии, а также, что самого́ Марко Антонио следует считать одним из основоположников экспериментального метода, лежащего в основе всей современной физики. Другим крупным трудом Доминиса Марко Антонио де в области естествознания является изданная в 1624 г., последнем году его жизни, книга «Euripus, seu de fluxu et refluxu maris sententia». В ней он подробно обсуждает природу и особенности приливов и отливов, причины возникновения которых видит в действии Луны и Солнца. В этой книге Доминис Марко Антонио де, в основном, придерживается тех же воззрений, что и другие античные и современные ему авторы. Кроме того, в этой работе он обсуждает форму Земли, считая её совершенной сферой. Со временем придя к убеждению в необходимости многих реформ в управлении церковью, вышел из ордена, оставил сан архиепископа и, удалившись в Англию, напечатал в 1617 г. труд «De Republica ecclesiastica» («Церковная республика») о восстановлении единства западного христианства на основе демократизации культуры. В ней он защищает аристократический, епископальный строй управления против Рима. Вот несколько выдержек из этого труда: «Под владычеством папы церковь уже является не церковью, а светским государством с чисто земной монархической властью папы». «Церковь не может обладать принудительной властью и не может прибегать к принуждению извне». «Священники при служении мессы не воскрешают жертву Христову, а служат лишь её памяти». «Святой дух – подлинный наместник Христа на земле и обладает только духовным могуществом». «Ян Гус несправедливо и противно принципам христианской республики осуждён Констанцским собором». «Иисус Христос завещал святой дух всей церкви в целом, не предназначая его особо священникам и епископам». «Приказ – не таинство». «Римская церковь первая по достоинству города, имя которого носит, но не в юрисдикции». «Безбрачие мужей церкви не обязательно». «Торжественный монашеский обет имеет такую же силу, как и простой обет». «Папство – человеческое изобретение». В этом же труде впервые появляется ставший впоследствии знаменитым афоризм: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь». Смерть Доминиса Марко Антонио де, последовавшая в сентябре 1624 г., не остановила расследование, которое вела против него инквизиция. Приговор, вынесенный после окончания расследования, был оглашён 20 декабря над его телом в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. По приговору инквизиции его тело извлекли из гроба, проволокли по улицам Рима и вместе с его книгами публично сожгли на площади Кампо деи Фиори. Часть работ Доминиса Марко Антонио де была внесена в Индекс запрещённых книг, где затем они находились более трёх столетий. В 2010 г. под эгидой ЮНЕСКО в мире отмечалось 450-летие со дня его рождения. Решение о включении этого события в список памятных дат было принято 35-й сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО в 2009 г. Одна из улиц Сплита названа именем Доминиса Марко Антонио де. В 2010 г. почта Хорватии выпустила почтовую марку, посвящённую юбилею Доминиса Марко Антонио  де, с его изображением.



 
PR-CY.ru