Словарь по христианству Д ДОМИНИС Марко Антонио де

ДОМИНИС Марко Антонио де

ДОМИНИС Марко Антонио де (1566–1624 гг.) – хорватский учёный, архиепископ, теолог и крупный деятель Западной церкви. Родом из Далмации, родился на острове Раб, расположенном в Адриатическом море в северной части Хорватии, возле далматинского побережья. Его отец происходил из знатного хорватского рода, был юристом, сделал успешную карьеру в Венеции. Мать – по рождению венецианка. Доминиса Марко Антонио де получил образование в колледже иезуитов в Лорето и в Падуанском университете. Вступив в орден иезуитов, в течение некоторого времени был преподавателем в Вероне, профессором математики в Падуе и профессором риторики и философии в Брешии. В 1596 г. вышел из состава ордена иезуитов. В том же году был назначен епископом города Сень в Далмации, а двумя годами позже стал архиепископом Сплита и Салоны и примасом Далмации. В 1616 г., покинув Венецию, отправился в Англию, куда прибыл в декабре и где был встречен с большим уважением королём и духовенством Англиканской церкви. В 1622 г., раскаявшись, вернулся в Рим, где жил на пенсию, назначенную папой Григорием XV (1621–1623 гг.). После смерти Григория XV был лишён пенсии, а затем объявлен инквизицией еретиком и заключён в замок Святого Ангела. Скончался, находясь в заключении. Мотивы его отпадения от Рима исследователям неясны. Сведения о причинах смерти Доминиса Марко Антонио де, приводимые в литературе, противоречивы. Так, в «Католической энциклопедии» определённо утверждается, что его смерть наступила по естественным причинам. В то же время в других источниках сообщают, что он «умер при неизвестных обстоятельствах», в третьих – высказывают подозрения об отравлении или ссылаются на слухи об этом. И, наконец, некоторые авторы прямо утверждают, что он «…умер в заточении, благочестиво отравленный в виде особой милости. Яд спас его от костра». В 1611 г. в Венеции было издано сочинение Доминиса Марко Антонио де «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride» («О радуге зрения и света»), написанное им за двадцать лет до опубликования и посвящённое исследованию ряда вопросов, связанных с оптическими приборами и оптическими явлениями в природе. Из изложенного в этой работе наибольшую известность получили его взгляды на формирование радуги. В отличие от таких античных авторов, как Аристотель и Сенека, полагавших, что возникновение радуги обусловлено отражением солнечного света от передних поверхностей водяных капель, Доминис Марко Антонио де пришёл к выводу, что радуга возникает в результате отражения света от задних поверхностей капель. Иначе говоря, он полагал, что солнечные лучи, падая на поверхность верхней части капли, сначала, испытав преломление, входят в каплю, и лишь затем отражаются от её задней поверхности. Далее отражённые лучи снова попадают на переднюю поверхность теперь уже нижней части капли и, выйдя после повторного преломления наружу, направляются к наблюдателю. Образование вторичной, внешней по отношению к основной, радуги объяснялось двумя преломлениями и двумя отражениями между ними. Свои взгляды и выводы Доминис Марко Антонио де доказывал и проверял на опыте. Для этого он использовал фиалы и стеклянные шары, наполненные водой, которые подвешивал и освещал солнечным светом. Результатом теоретического и экспериментального рассмотрения стало объяснение дугообразной формы радуги, сохранившее свою силу до настоящего времени.

 



 
PR-CY.ru