ДУРАНД из СЕН-ПУРСЕНА - Страница 2

Последнее обстоятельство привело к тому, что под давлением ордена Дуранду из Сен-Пурсена несколько раз пришлось корректировать свой «Комментарий на “Сентенции” Петра Ломбардского», а также написать в свою защиту специальную работу – «Excusationes» («Оправдания»). В целом философские идеи Дуранда из Сен-Пурсена весьма близки к идеям Уильяма Оккама, хотя сам он, как епископ Мо, в 1326 г. входил в комиссию, осудившую 51 тезис английского философа. Несмотря на постоянные разногласия с руководством доминиканского ордена, работы Дуранда из Сен-Пурсена были очень популярными в учёной среде, причём в течение длительного времени (даже в XV в. канцлер Парижского университета Жан Жерсон рекомендовал студентам его «Комментарий на “Сентенции” Петра Ломбардского» как превосходное учебное пособие). Слишком резкие и «новомодные» теологические и философские формулировки Дуранда из Сен-Пурсена нередко становились предметом разбирательств не только его коллег по ордену. Так, например, в трактате «De visione Dei» («О видении Бога»), посвящённом созерцанию Бога блаженными, специальная папская комиссия нашла 11 заблуждений, связанных с этим вопросом. В частности, ошибочным было признано мнение Дуранда из Сен-Пурсена о том, что блаженные созерцают Бога не по благодати, данной им свыше, и не при посредстве особого тварного света, возвышающего разум до созерцания божественной сущности, но непосредственно и сообразно естественным способностям разума. Кроме того, он обвинялся в неортодоксальной трактовке таинства евхаристии: по мнению Дуранда из Сен-Пурсена, хотя Христос после совершения таинства реально присутствует в хлебе, хлеб при этом не претерпевает субстанциального изменения (т.е. не пресуществляется в тело Христово), но Сам Христос некоторым образом «входит в хлеб» (impanari) и пребывает в нём (так называемая доктрина импанации, или консубстинации, восходящая к беренгарианам (последователям Беренгария Турского) и впоследствии адаптированная Мартином Лютером). Наиболее резкой критике подвергалось философское учение Дуранда из Сен-Пурсена. Ортодоксальные томисты-доминиканцы дважды (в 1314 и в 1316 гг.) собирали соответствующие цензурные комиссии, причём первая насчитала 91 ложный тезис, вторая – уже 235. Основные и наиболее принципиальные расхождения Дуранда из Сен-Пурсена с официальным учителем его ордена связаны с тем, что в отличие от Фомы Аквинского, сторонника умеренного реализма, Дуранд из Сен-Пурсена занимал строго номиналистическую позицию: всё, что существует, поскольку оно существует, единично. Принципом индивидуации является не одна материя, как у Фомы, но всё то, что есть начало природы и чтойности вещи (nihil est principium individuationis, nisi quod est principium naturae et quidditatis).

 



 
PR-CY.ru