ДУРАНД из СЕН-ПУРСЕНА

ДУРАНД из СЕН-ПУРСЕНА (около 1275 – 1334 гг.) – французский средневековый философ и теолог, известный также как Doctor Resolutissimus (Всеразрешающий доктор). В юном возрасте вступил в орден доминиканцев, обучался сначала в орденской школе монастыря св. Иакова (Париж), затем в Парижском университете (с 1303 г.). В 1313 г. получил степень доктора теологии, читал лекции в папской курии в Авиньоне. В 1317 г. рукоположён во епископа Лиму, затем был епископом Ле-Пюи (с 1318 г.) и Мо (с 1326 г.). Основные сочинения: «In Sententias theologicas Petri Lombardi Commentariorum libri quattuor» («Комментарий на “Сентенции” Петра Ломбардского») и «Quodlibeta avenionensia» («Авиньонский кводлибет» – Запись диспута «на свободную тему», состоявшегося в Авиньоне в Адвент 1314 г.). Кроме того, важное место в творчестве Дуранда из Сен-Пурсена занимают ряд «вопросов» и трактатов: «Quaestio de natura cognitionis» («Вопрос о природе познания»), «Quaestiones de libero arbitrio» («Вопросы о свободном решении»), «Tractatus de habitibus» («Трактат о хабитусах»), «Tractatus de statu animarum Sanctorum postquam resolutae sunt a corpore usque ad reunionem cum corporibus in resurrectione» («Трактат о положении душ святых после их отделения от тел и до воссоединения с ними в воскресении»), «Tractatus de iurisdictione ecclesiastica et legibus» («Трактат о церковной юрисдикции и законах»). Для его творчества определяющими стали две главные тенденции, характерные для многих представителей поздней схоластики. Во-первых, стремление к разделению сфер веры и разума, ведущее, с одной стороны, к ограничению области применения философии в теологии, а с другой стороны, к определённой автономизации философского знания (в случае Дуранда из Сен-Пурсена эта тенденция нашла выражение, прежде всего, в том, что он, занимаясь преимущественно философскими исследованиями, не всегда обращал внимание на то, какие теологические выводы могут следовать из его философских позиций). Во-вторых, для него характерен методологический принцип экономии мышления, известный как «бритва Оккама», т.е. стремление устранить из философии «не-необходимые сущности». Эта тенденция обусловила его номинализм в онтологии, определённый «антиметафизический» поворот в гносеологии и психологии, а также критическую позицию по отношению к томизму, несмотря на то что Фома Аквинский в 1286 г. был провозглашён официальным учителем ордена доминиканцев.

 



 
PR-CY.ru