ДЖОТТО ди Бондоне

ДЖОТТО ди Бондоне (1266/1267 – 1337 гг.) – итальянский живописец, архитектор и скульптор, один из основоположников итальянской художественной школы. Современники высоко оценивали творчество Джотто и его вклад в формирование национального языка изобразительного искусства, сравнивая его с новаторством Данте в области итальянского литературного языка. Влияние творчества Джотто заметно в искусстве готических мастеров Южной Франции, Испании, Швейцарии и Германии. По утверждению Ченнино Ченнини (XIV в.), Джотто перевёл «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему современный характер, т.е. выработал новые принципы религиозного искусства, отличные от преобладавшего в XII–XIII вв. греко-византийского стиля. В идейную основу его творчества легло богословие истории Августина Блаженного, согласно которому история есть проявление Божественного Промысла, а история церкви и жизнь святых – воплощение Града Небесного на земле, а также религиозное обновление, связанное с деятельностью св. Франциска Ассизского и его последователей. Искусство Джотто отразило новое отношение к личности, не как к вместилищу греха, а как к отражению Божественной мудрости. Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников, изображённые с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Его искусство характеризуется эмпирическим реализмом, присущим готике, и интересом к опыту античных и раннехристианских мастеров; последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном – божественное. Индивидуальный стиль Джотто сформировался под влиянием искусства Чимабуэ, у которого, согласно Лоренцо Гиберти и Джорджо Вазари, он учился, а также в результате знакомства с произведениями римских мастеров конца XII в., главным образом, Пьетро Каваллини, изучения античности, романской пластики и работ современных ему скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. Заказчиками Джотто были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский король Роберт I Анжуйский. Джотто возглавлял крупнейшую в Италии мастерскую, его ученики и помощники принимали участие в большинстве выходивших из неё заказов, что затрудняет атрибуцию многих произведений. Отсутствие документальных источников также оставляет много спорных вопросов, особенно в отношении раннего периода творчества Джотто (ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий). Джотто работал в Ассизи с 1292 г., участвуя почти во всех настенных росписях Верхней церкви Сан-Франческо. Он считается автором отдельных сцен из Ветхого и Нового Заветов в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 гг., сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). В 1296–1298 гг. по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Джотто и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней церкви Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла св. Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» («Большое Житие св. Франциска») Бонавентуры.

 



 
PR-CY.ru