ДОМИНИК

ДОМИНИК (около 1000 – 1072 или 1073 гг.) – настоятель монастыря Силос (близ города Бургос, Испания), католический святой (память в Западной церкви 20 декабря, перенесение мощей – 5 января; с 1954 г. – 11 сентября). Наиболее достоверный источник сведений о жизни Доминика – Житие в трёх книгах, составленное его учеником силосским монахом Гримальдом (Гримоальдом). В XIII в. появилось ещё два Жития Доминика, написанные на различных романских диалектах Испании. Автором прозаического Жития на разговорном кастильском диалекте был монах Перо Мартин. Гонсало де Берсео написал Житие Доминика рифмованным стихом на «романском языке» – испано-романском диалекте, который употреблялся при королевских дворах государств Пиренейского полуострова. В XVII–XVIII вв. появилось ещё два Жития Доминика на испанском языке, одно из которых было написано Г. Кастро с привлечением несохранившихся источников. В Испанском Мартирологе (1651 г.), составленном Х. Томайо де Саласаром, есть краткая заметка о Доминике, содержащая много домыслов составителя. В 1736 г. С. де Вергара в сочинении «Жизнь и чудеса… св. Доминика Силосского» попытался дать наиболее подробное жизнеописание подвижника, опираясь на опубликованные им средневековые Жития Гримальда, Гонсало де Берсео и Перо Мартина (в сочинении С. де Вергара присутствуют также позднейшие легенды, заимствованные из трудов Г. Кастро и Х. Томайо де Саласара). Доминик родился около 1000 г. в селении Каньяс, в королевстве Вигера (современная провинция Ла-Риоха), впоследствии входившем в состав королевства Наварра. Отец подвижника Хуан, представитель младшей ветви знатного рода де Лос Мансо, принадлежал к обедневшим дворянам. О матери Доминика, Тоде, сведений не сохранилось. С пяти лет Доминик пас скот, принадлежавший отцу, в возрасте девяти лет был отдан на обучение приходскому священнику, который научил его латыни. Юноша читал Священное Писание, Жития святых и творения св. отцов, сборники которых имелись у священника. В 26 лет Доминик был рукоположён Санчо, епископом Калаорры, резиденция которого в то время располагалась в Нахере, во пресвитера для родного селения, после чего продолжал жить в родительском доме. Престарелый священник возложил основные пастырские обязанности на Доминика, который стал известен как талантливый проповедник. Служил приходским священником полтора года. Стремясь к подвижничеству, решил покинуть дом, чтобы жить отшельником в горах. Понимая, что это вызовет протест родственников и всех жителей селения, Доминик бежал из дома, «подобно разбойнику достославному» (Гримальд), взяв с собой только книги. Поселился в пещере на склоне хребта Сьерра-де-Сан-Лоренсо, перенося различные тяготы и болезни. Через три года решил стать киновитом и поступил в бенедиктинский монастырь преподобного Емилиана (Сан-Мильян де ла Коголья; около 1030 г.). Агиографы сообщают, что Доминик осознал свою неподготовленность к подвигу отшельничества. По мнению Гонсало де Берсео, он пришёл в монастырь для того, чтобы получить формальный монашеский постриг (de licencia asmó de ferse monje). В монастыре Емилиана Доминик продолжил изучение творений отцов церкви.

 



 
PR-CY.ru