ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 8

Выдающиеся произведения архитектуры были созданы во Франции, в Испании, Португалии (монастырь и церковь Санта-Мария да Витория в городе Баталья), Германии и Швейцарии (монастырь в Берне и мост через реку Аре работы Гумберта). Памятниками скульптуры являются гробницы Доминика в Болонье (работа Никколо Пизано при участии фра Гульельмо да Пиза), Петра Веронского в Милане и Екатерины Сиенской в Риме. Доминиканское богословие оказало влияние на церковную живопись, разрабатывая популярные темы и сюжеты, например, «Пляски смерти». К ордену доминиканцев принадлежали живописцы фра Беато Анджелико (Джованни да Фьезоле) и фра Бартоломео (Баччо делла Порта), произведения которых можно видеть в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Прославились также доминиканцы-витражисты того же периода немец Якоб Ульмский и француз Гийом де Марсийа, работавшие в Италии. Особая роль по традиции приписывается доминиканцам в становлении и практике института инквизиции. Так, автор сочинений по инквизиторской практике Бернард Ги (1260–1331 гг.) утверждал, что основателем этого учреждения был Доминик, однако впоследствии ряд историков ордена (в том числе доминиканец Жан-Батист Анри Лакордер) заявляли, что доминиканцы никогда не были активными членами инквизиции. Хотя одной из главных задач Доминика была борьба с ересями, специально предназначенные для этой цели чрезвычайные инквизиционные суды стали создаваться примерно через десять лет после его смерти. Поскольку эти суды занимались вопросами веры, церковные власти активно привлекали к работе в них доминиканцев как независимых от местных структур и хорошо подготовленных духовных лиц, но наряду с ними в трибуналах заседали францисканцы и секулярное католическое духовенство. Инквизиторы не подчинялись ордену и зависели непосредственно от папы, их деятельность вызывала протест в определённых кругах общества, сталкивалась с критикой и сопротивлением. Поэтому орденские власти пытались отделить себя от инквизиции и ограничить участие доминиканцев в её работе, а после убийства доминиканца-инквизитора Петра Веронского (1252 г.) даже просили у папы освободить братьев-проповедников от этих обязанностей, в чём им было отказано, хотя основные инквизиционные провинции были поделены между ними и францисканцами. Учреждение инквизиционных трибуналов обычно связывают с взаимопроникновением интересов духовных и светских властей, причём светские власти обеспечивали материальную сторону деятельности этих судов и исполнение их приговоров. Следствием первой широкомасштабной кампании борьбы с ересями в первой половине XIII в. в Провансе и Лангедоке стало присоединение этих территорий к Франции. Второй период инквизиционной активности в XV в. связан с борьбой испанских «католических королей» с влиянием иных конфессий (ислама, иудаизма) на завоёванных в ходе Реконкисты территориях. Пост великого инквизитора Кастилии и Арагона занимали два члена доминиканского ордена: Томас Торквемада (в 1483–1498 гг.) и Диего де Деса (в 1498–1507 гг.). Это был период наиболее агрессивной деятельности испанской инквизиции, от которой при Торквемаде пострадало более 100 тыс. человек.

 



 
PR-CY.ru