ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 14

С изгнанием из России иезуитов (1820 г.) в ведение доминиканцев перешли многие католические приходы, в том числе храм св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, при котором впоследствии был основан доминиканский монастырь, опекавший мужскую и женскую гимназии. После подавления Польского восстания (1830–1831 гг.) ужесточение государственной политики в отношении католицизма затронуло и доминиканцев: в 1832 г. было закрыто около 20 монастырей, а к 1874 г. на территории империи (за исключением Царства Польского) их осталось четыре. В 1839 г. русская провинция доминиканцев была объединена с литовской, но в дальнейшем её провинциалы перестали официально избираться. В 1881 г. в России оставалось всего 48 доминиканских монахов, большая часть которых находилась в Санкт-Петербурге. В 1917 г. в Москве небольшая группа доминиканок-терциариев была объединена в общину, жившую по монашескому уставу. Главой общины была избрана Анна Ивановна Абрикосова (в монашестве Мария Екатерина Сиенская), которая в 1908 г. перешла в католичество в Париже, а в 1909 г. способствовала переходу в католичество мужа, Владимира Владимировича Абрикосова. В 1911–1912 гг. супруги Абрикосовы вступили в качестве терциариев в орден доминиканцев. В 1917 г. в Петрограде В.В. Абрикосов был рукоположён в сан пресвитера греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким и в конце того же года назначен настоятелем католического прихода византийского обряда в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенного на московской квартире Абрикосовых. В марте 1923 г. московская община доминиканцев была официально включена в структуру ордена, её визитатором стал пресвитер Ж.Б.М. Амудрю, служивший в Петрограде. В августе 1922 г. пресвитер В.В. Абрикосов был арестован и в сентябре выслан из страны (ум. в 1966 г. в Париже). В ноябре 1923 г. была арестована А.И. Абрикосова, а затем и другие сёстры; община была ликвидирована. После кратковременного освобождения в 1932–1933 гг. А.И. Абрикосова вновь подверглась аресту и скончалась в заключении в Бутырской тюрьме в июле 1936 г. (в 2003 г. начат процесс её беатификации). Часть сестёр общины погибли в заключении, другие были отпущены на свободу, но затем подвергались новым арестам и репрессиям, продолжавшимся до середины 1950 гг. Оставшиеся в живых сёстры старались поддерживать тайную религиозную жизнь доминиканок-терциариев до 1980 гг. в Москве и в Майшягале, под Вильнюсом (Литва). В Петрограде (Ленинграде) после 1917 г. продолжал деятельность доминиканец пресвитер Ж.Б.М. Амудрю, с 1907 г. служивший настоятелем католического прихода в честь Явления Пресвятой Девы Марии в Лурде. С 1934 г. он фактически замещал высланного из СССР Ленинградского апостольского администратора католического епископа Антония Малецкого. 30 апреля 1935 г. пресвитер Ж.Б.М. Амудрю был тайно посвящён в сан епископа, однако в августе того же года он был выслан из СССР. В январе 1991 г. в Москве начал выходить ежемесячный католический вестник «Истина и жизнь», издание которого возглавил доминиканец пресвитер А. Хмельницкий (в начале 2007 г. объявлено о прекращении издания). С 1995 г. группа терциариев в Москве под руководством Анны Годинер и Геннадий Марченко проводит «Библейские понедельники» – семинары-собеседования по изучению Священного Писания. В Санкт-Петербурге окормлению доминиканцев был поручен возвращённый католической церкви храм св. Екатерины, а также единственный на территории России доминиканский ораторий во имя св. Екатерины Александрийской, возглавляемый в настоящее время пресвитером Мачеем Русецким. Деятельность доминиканцев в Москве и Санкт-Петербурге координируется созданным в 1993 г. в Киеве генеральным викариатом св. Михаила.



 
PR-CY.ru