Словарь по христианству Д ДОР

ДОР

ДОР (евр. – круг, шар) – в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного моря, к югу от города Кармил (Кармель). Царь Дора был среди союзников Иавина, царя Асорского, потерпевших поражение в войнах от Иисуса Навина (Нав. 11:2). Дор упоминается в надписи фараона Рамсеса II (XIII в. до н.э.). В начале XII в. до н.э. Дор был завоёван одним из «народов моря». Порт Дора и его правитель, принадлежавший к «народам моря», названы в описании путешествия Ун-Амуна в Библ (около 1100 г. до н.э.). Как полагают исследователи, Дор был захвачен израильтянами в правление Давида; относился к территории колена Манассии и Асира (Нав. 12:23; 17:11; Суд. 1:27, 31; 1 Пар. 7:29), при Соломоне стал центром одного из районов, подчинённых Бен-Авинадаву, зятю и приставнику царя (3 Цар. 4:11). В 732 г. до н.э. Тиглатпаласар III, завоевав часть побережья от Кармила до Иоппии (Яффы), сделал Дор столицей провинции Дуру. Согласно надписи на саркофаге Эшмуназара II, в персидский период (VI–IV вв. до н.э.) входил во владения Сидона (греческие писатели полагали, что Дор был основан сидонянами). В эпоху эллинизма Дор считался неприступной твердыней и выдержал нападение Антиоха III (219 г. до н.э.). Спустя 80 лет узурпатор Трифон укрылся в Доре, защищаясь от Антиоха VII (1 Макк. 15:10–15:25); в конце II в. до н.э. тиран Зоил владел Дором и Башней Стратона, пока их не отнял Александр Яннай. При Гнее Помпее Великом (середина II в. до н.э.) Дор получил автономию и право чеканки собственной монеты, свидетельствующей о том, что в Доре почитали Геракла (как основателя города) и его сына Дора, Зевса, Афродиту (Астарту). В правление царя Иудеи Агриппы I (41–44 гг. н.э.) в Доре также проживали иудеи. Закат города исследователи относят к началу III в. н.э.; в конце IV в. Дор был заброшен, однако до VIII в. известно о существовании в нём христианского епископата. В эпоху Крестовых походов на его руинах была построена крепость Мерль. Согласно Евсевию Кесарийскому, Дор располагался в 14 км (9 милях) севернее Кесарии Приморской. Как полагают исследователи, Дор находится на месте Хирбат-эль-Бурдж, к югу от кибуца Нахшолим и севернее селения Тантура; к северо-западу и к югу от телля сохранились остатки порта, а южнее – руины замка крестоносцев. Раскопки в районе Дора были начаты Британской школой археологии в Иерусалиме (1923–1924 гг.) под руководством Джона Гарстанга. В 1950 и 1952 гг. И. Лейбовиц копал севернее телля, а восточнее в 1979–1983 гг. Клодин Дофен открыла паломнический центр византийской эпохи. С 1980 г. по настоящее время раскопки на телле ведутся Иерусалимским университетом в сотрудничестве с рядом американских институтов (в 1980–2000 под руководством Эрнеста фон Штерна; в 2000–2007 под руководством И. Шарона); в то же время в акватории Дора проводились подводные исследования. Дор – один из важнейших памятников Палестины персидского и эллинистического периода (ранние и поздние периоды представлены фрагментарно). От древнейшего хананейского города эпохи средней и поздней бронзы сохранились только незначительные остатки городских укреплений. Среди находок этого периода исследователи встречают разнообразную кипрскую и микенскую керамику, цилиндрическую печать и египетскую буллу.

 



 
PR-CY.ru