ДРОБНОЕ ЗНАМЯ

ДРОБНОЕ ЗНАМЯ – способ фиксации напева в древнерусской крюковой знаменной, путевой и демественной нотациях. Существовавшие в песнопениях тайнозамкненные начертания мелодических формул записывались с помощью последовательности простых знамен – крюков, стрел, стопиц, т.е. в виде развода. С помощью дробного знамени могут быть также расшифрованы отдельные сложные знамена, встречающиеся за пределами тайнозамкненных начертаний и обозначающие мотив из нескольких звуков (например, полкулизмы, мечик, два в челну, тряска и др.). Такая форма записи даёт возможность воспринимать мелодическое содержание песнопений, сложность и богатство их распевов, которые в тайнозамкненном виде оказались бы скрытыми за условно-краткими начертаниями лиц и фит. Дробное знамя применяется в певческих стилях, песнопения которых имеют пространный торжественный мелос, с включением мелизматических формул и с развитым внутрислоговым распевом (большой распев, демественный распев, путевой распев, некоторые песнопения столпового знаменного распева). В рамках различных стилей возникновение записи дробного знамени датируется по-разному. В графике демественного распева не существует тайнозамкненных начертаний, в зашифрованном виде обозначающих распевы мелизматических формул, подобных фитам и лицам знаменного распева. Песнопения демественного распева, по мнению исследователей, существовали в «дробном» виде с момента возникновения в последней четверти XV в. Один из ранних списков, содержащих подобную редакцию демественного песнопения, датирован 1540 гг.: «На реке Вавилонстей» (Пс. 136). В отличие от демества в большом распеве дробное знамя использовалось для развода песнопений, ранее уже существовавших в тайнозамкненных графических редакциях. К песнопениям этого стиля, разведённым дробным знаменем, относятся циклы евангельских стихир, воскресных светильнов и воскресных богородичнов. Возникновение дробного знамени в большом распеве относится к более позднему времени. Его исследователи приблизительно датируют 1580 гг. – на основании списка 1584 г. Из ранних списков, содержащих разведённые дробные знамена варианты песнопений большого распева, известна также рукопись, датированная временем царя Фёдора Ивановича, т.е. 1580–1590 гг. С конца XVI в. «дробнознаменная» графическая редакция евангельских стихир, светильнов и богородичнов большого распева повсеместно сменяет бытовавшую прежде тайнозамкненную. В XVII в. дробное знамя применялось также для фиксации новых мелодических редакций большого распева. Так, большим знаменем были заново распеты циклы задостойников и догматиков, ранее распространённые в столповой знаменной редакции.

 
PR-CY.ru