«ДОМАШНЯЯ БЕСЕДА»

«ДОМАШНЯЯ БЕСЕДА» – журнал, издававшийся с июля 1858 г. по 5 ноября 1877 г. в Санкт-Петербурге еженедельно. В 1858–1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, которые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859–1876 гг. – по 52 выпуска в год, в 1877 г. – 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был Виктор Ипатьевич Аскоченский, который поставил цель «крепко стоять на твёрдой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, литературе, общественной и государственной жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями») редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала многие назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т.п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, других периодических изданий. С 1859 г. В.И. Аскоченский вёл библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блёстки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка («Аномалии в мире литературном», отзыв о священнике Иване Степановиче Беллюстине «Хульник в рясе», статья «Гранаты под цифрами, начинённые порохом лжи» о книге профессора Дмитрия Ивановича Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» и др.), но и церковные официальные и академические издания. Помимо публицистики В.И. Аскоченский опубликовал в «Домашней беседе» свою драму «Марфа Посадница», несколько десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (например, «Записки звонаря») и переводы (например, с польского языка трагедии «Карпатские горцы» Иосифа Корженёвского), церковно-краеведческие исследования. В журнале публиковались вероучительные тексты общецерковного значения («Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере»), документы по истории Русской церкви, русской богословской мысли и подвижничества, например, изданный по рукописи отрывок из автобиографии архимандрита Фотия (Спасского), «Вопросы ученика и ответы старца» преподобного иеросхимонаха Льва (Наголкина). Печатались статьи о церковных памятниках и святынях («Исаакиевский собор», «Троице-Сергиева пустынь», «Церковь при дворе великого князя Николая Николаевича старшего» протоиерея В. Лебедева, «Киевские пещеры» Ивана Петровича Тарнавы-Боричевского и др.), о монастырях («Последние русские православные пустынножители» и «Монашество и монастыри» архимандрита Леонида (Кавелина), «Монастырский вопрос» архимандрита Иосифа Баженова), воспоминания об оптинских старцах и других подвижниках. В «Домашней беседе» постоянно публиковались миссионерские материалы, которые в 1875–1877 гг. были выделены в «Миссионерский отдел».

 



 
PR-CY.ru