Словарь по христианству Д ДОСИФЕЙ

ДОСИФЕЙ

ДОСИФЕЙ (вторая половина XIV в – первая четверть XV в.) – архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря, книжник. Имя Досифея не встречается в монастырских актах и других датированных источниках. По совокупности косвенных свидетельств время его настоятельства в Печерском монастыре исследователями определяется между настоятельствами Евфросина, осенью 1386 г. поехавшего в Константинополь для поставления на Суздальскую кафедру, и Иосифа, упоминаемого в жалованной грамоте митрополита Фотия от 11 марта 1418 г. Не позднее начала XV в. Досифей ездил на Афон, где пробыл некоторое время, знакомясь с обычаями и келейной практикой святогорских иноков. Со Святой Горы привёз на Русь «Устав... как иноци дрьжат правило в кельах своих», возможно, зафиксировав письменно устные правила (сколь-либо ранние (до XVIII в.) южнославянские списки этого устава неизвестны). Митрополит Макарий (Булгаков) предполагал, что текст представляет собой выписку из несохранившегося проскинитария Досифея, но для этого у исследователей нет достаточных оснований. Древнейший список памятника, найденный и опубликованный Николаем Константиновичем Никольским, сохранился в качестве предисловия к Псалтири Толковой с дополнениями из собрания Ярославского архиерейского дома (ныне Древлехранилище Ярославского музея-заповедника), датируемой между 1409 и 1422 гг. Как полагают исследователи, список представляет собой не оригинал, а раннюю копию (другой древний список «Устава...», середина XV в.). Предисловие «Устава...» адресовано писцом (?) «Феодоришком» (имя в списке исправлено по выскобленному на «Григорьишко») «господину Пахомию» (имя один раз исправлено на «Родиону»), в котором, как считают исследователи, уместно видеть ученика и преемника Димитрия Прилуцкого (в тексте упоминается Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня мужской монастырь) ещё при жизни последнего. Однако это не даёт исследователям основания для ранней (рубеж 1380 и 1390 гг.) датировки поездки Досифея на Афон, поскольку встречающаяся в агиографических сочинениях дата кончины преподобного Димитрия – 6900 (1392) г., как полагают исследователи, дефектна: в ней недописано число десятков и единиц лет (последним обстоятельством, несомненно, объясняется чрезмерно большое число кончин русских святых, приходящихся на 6900 (27) и 7000 (45) гг.). Кончину преподобного Димитрия исследователи датируют около 1406 г. Описывая афонскую монашескую жизнь, Досифей особо подчёркивает, что святогорцы «дрьжат молчание и бегають молвы, мятежа мирьского», отмечает послушание воле старцев и неизменность монашеского правила в течение всей жизни. Досифей является, как думают исследователи, также автором сочинения «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху во дни и в нощи отцы пустиннии, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях многих», в котором сообщается: «Сей бо чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский». В послании Владимирского епископа Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками. На этом основании в историко-церковной литературе конца XIX – начала ХХ в. принято было считать Досифея киево-печерским архимандритом и относить его деятельность к середине XII или первой четверти XIII в. Однако послание Симона не содержит ни сведений о «чине» пения 12 псалмов, ни указаний на Досифея и афонскую практику, которая могла внедряться в русский монастырский обиход неоднократно. Данное отождествление исследователи считают неверным также и потому, что киево-печерский архимандрит с именем Досифей неизвестен. Сочинения Досифея (целиком и в выписках) активно копировались в XV–XVII вв. «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь...» был широко распространён в старопечатной и позднейшей старообрядческой книжности.

 
PR-CY.ru