ДОМЕНТИАН - Страница 3

М. Лазич видит в этом «символическую симметрию» концепции Доментиана об избранном народе Божьем, свойственной эпохе этноцентризма. Эта особенность обусловлена богословско-символическим видением мира Доментианом и отражает принцип, по которому составлялись Жития, – соотнесение земного и небесного планов бытия, когда изложение реальных событий сопровождалось толкованием их высшего смысла. Творения Доментиана, святогорские по духу, но предназначенные для двора, объединены идеей создания христианского государства под покровительством святых, представителей одной династии, олицетворяющих духовное и светское начало. Поэтому его сочинения являются одним из важнейших источников, отражающих сербские средневековые представления о светской власти, о происхождении и легитимности королевской власти и т.п. К особенностям художественного стиля Доментиана исследователи относят своеобразную «мозаику» в структуре текста. Её составляют летописная проза, дидактическая беллетристика, богословские фрагменты, духовная поэзия. Гимнографические сочинения Доментиана неизвестны, однако его проза по художественным принципам приближается к гимнографии. Поэтический характер изложения обусловил сложность «малых» жанровых форм Житий. Так, послание Саввы отцу с призывом прийти на Святую Гору перерастает в похвалу ему, а затем в поэтическое толкование евангельских слов Спасителя. Стиль сочинений Доментиана богат риторическими фигурами, синтаксическими «расширениями» в построении фраз, вниманием к звуковой стороне слова. Широко используемые принципы «плетения словес» сочетаются с «поэтическим богословием». Особое, символическое значение в его сочинениях света и чисел ряд исследователей рассматривают как свидетельство определённых связей эстетики Доментиана с неоплатонизмом. Параллели с его творчеством (монументальность форм, значение эстетики света и др.) прослеживаются в сербском изобразительном искусстве того периода, например, в живописи монастыря Сопочани. Житие св. Саввы, написанное Доментианом, послужило источником для монаха Феодосия Хиландарца, автора второго, пространного Жития сербского первоучителя (конец XIII – начало XIV в.). В ряде списков Жития св. Саввы, написанного Феодосием (в частности, всех великорусских), как полагают исследователи, в результате ошибки переписчика их протографа выпала строка текста после слов «сказано преподобным Доментианом», включая имя автора. Это послужило поводом для дискуссий о взаимоотношениях между произведениями. То же обстоятельство повлекло за собой и ошибку первого издателя Житий Джуры Даничича, который в 1860 г. опубликовал Житие св. Саввы, написанное Феодосием, по рукописи Народной библиотеки Сербии с указанием на титульном листе имени Доментиана. Сочинения Доментиана оказали значительное влияние на сербскую агиографию XIV в. В «Житиях королей и архиепископов сербских», составленных сербским архиепископом Даниилом II, есть заимствования из его сочинений.



 
PR-CY.ru