ДОМЕНТИАН

ДОМЕНТИАН (начало XIII в. – после 1264 г.) – сербский иеромонах, духовник монастыря Хиландра на Афоне, агиограф. О его жизни сохранились скудные сведения, которые он сообщил в агиографических произведениях. Исследователи считают, что Доментиан был благородного происхождения и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича, где стал учеником архиепископа Сербского Саввы I. Доментиан сообщает, что был младшим, т.е. вероятно, последним учеником архиепископа. Очевидно, Доментиан сопровождал учителя во втором паломничестве на Святую землю (1233 – начало 1235 гг.), находился в Тырнове во время его предсмертной болезни, участвовал в погребении и перенесении его мощей в монастырь Милешева. Потом удалился на Святую Гору, где в карейской келлии по желанию короля Уроша I, внука Немани и племянника Саввы и, возможно, брата короля, будущего архиепископа Сербского Саввы II, который монашествовал на Афоне во время пребывания там Доментиана, к 1243 или к 1254 г. составил Житие св. Саввы. Около 1260 г. Доментиан был избран духовником братии Хиландара и поселился в горах над монастырём, в пирге Преображения Спасителя, где в 1263–1264 гг. написал Житие Симеона Мироточивого, отца своего учителя и объединителя сербских земель. Некоторые сведения о последних годах жизни Доментиана содержат записи книгописца Феодора (которого в литературе принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем) в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского (1263 г.). Повествуя о постигших его в молодости невзгодах на Афоне, Феодор благодарит Доментиана за неоднократное заступничество и заботу. Последнее упоминание о Доментиане относится к 1264 г., точных сведений о времени его кончины у исследователей нет. Житие св. Саввы превосходит по объёму все средневековые сербские биографии и является одним из наиболее значительных и сложных произведений сербской литературы. В 33 главах подробно излагается биография «первоучителя сербского», и в переработанном автором виде представлены грамота о провозглашении автокефалии Сербской церкви, ряд посланий, проповеди св. Саввы; впрочем, вопрос об авторстве последних (св. Савва или Доментиана) из-за отсутствия независимой традиции остаётся открытым. «Краткое житие св. Саввы», написанное в Хиландаре и переработанное в Милешеве, послужило для Доментиана одним из главных источников Жития св. Саввы. Центральное место в тексте занимает рассказ об избрании св. Саввы архиепископом и создании автокефальной Сербской церкви. Важное значение автор придаёт церковно-юридической (составление Кормчей и Карейского типика, учреждение епархий и избрание епископов) и дипломатической деятельности святого.

 



 
PR-CY.ru