ДОКСАСТАРИЙ

ДОКСАСТАРИЙ – греческая певческая книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. Первые образцы доксастария как части певческой книги Стихирарь появляются в конце XVI – начале XVII вв. В конце XVII – начале XVIII вв. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться доксастарии митрополита Новых Патр Германа и доксастарии Хрисанфа Нового, являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Важным моментом в истории греческой церковнопевческой традиции стало появление доксастариев краткого стихирарического стиля, созданного, как полагают исследователи, с 1770 по 1777 гг. Петром Пелопоннесским. Автограф этого доксастария, в котором впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до конца XIX в. В нотацию нового метода доксастарии Петра был переведён первоначально лампадарием Григорием приблизительно между 1816 и 1818 гг. Благодаря Петру Эфесскому была опубликована часть доксастариев Петра, содержащая славники Минеи в транскрипции хартофилакса Хурмузия. Спустя год доксастарии в переводе в нотацию нового метода, выполненном Григорием, был издан в полном объёме. Доксастарий переиздавался в Константинополе в 1835 г. в этом же виде, в 1849 г. – под редакцией Феодора Папапарасху Фокейского, спустя 50 лет – в транскрипции протопсалта Георгия Виолакиса (составители Иаков Нафплиотис и Константин Клаввас). В 1840–1841 гг. в Константинополе был издан в двух томах доксастарий протопсалта Константина (в нотации нового метода доместика Стефана). Другой доксастарий, в котором зафиксированы самогласны медленного стихирарического стиля (так называемый древний стиль), составил в 1794 или 1795 г. протопсалт Великой церкви Иаков. Как отмечает М. Хадзиякумис, это самая значительная работа Иакова – доксастарий, в котором автор попытался «охватить все древние попевки Стихираря, не оставив без внимания и новейшие, наиболее распространённые. Г. Статис выделяет так называемый доксастарий стиховен: с XIX в. славники стиховных стихир стали собирать в один кодекс, таким образом дополняя доксастарий Иакова, в котором они отсутствуют. Как полагают исследователи, первым образцом такой книги стал доксастарий, выполненный Хурмузием в 1834 г. на основе доксастария Иакова. В рукописных фондах встречаются списки Д. Хурмузия, чаще всего с пространным указанием «славники стиховен, сочинение Хурмузия Хартофилакса, в подражение мелосу Иакова Протопсалта... в нотации нового метода (переведён на румынский язык Нектарием Влахосом); и др. Этот доксастарий был издан впервые в 1859 г. в Константинополе Феодором Фокейским. Исследователи отмечают, что один из найденных в рукописных фондах доксастарий стиховен приписывается Матфею Ватопедскому (первая половина XIX в.; середина XIX в.; в нотации нового метода). Среди рукописных доксастариев исследователи находят также неполный доксастарий протопсалта Константина из Анхиала (включает только стихиры Минеи с сентября по декабрь; середина XIX в., в нотации нового метода), доксастарий Петра Филанфидиса (1304, после 1906 г., в нотации нового метода), доксастарий краткого стихирарического стиля в нотации нового метода, «приспособленный к румынскому языку» (1845 г., включающий стихиру Хрисафа «Воскресения день»); в 1873 г. в Смирне был опубликован доксастарий протопсалта Николая Смирнского и др.

 
PR-CY.ru