ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 9

В печатной службе в акростихе вместо «самодержца» читается «в лета». Второе «краестрочие», содержащее имя автора службы, прочитывается по первым словам и первым буквам богородичнов канона: «Благодарение написася рукою многогрешнаго служителя И В Н» (это сокращение исследователи интерпретируют как ИВаН). Во втором виде службы и в современной печатной службе в данном акростихе в имени автора не читается буква «В» (из-за модернизации текста). Таким образом, первый вид службы Довмонту был написан неким «служителем» Иоанном в 1589–1598 гг. Второй вид службы был создан не позже начала XVII в. (этим временем датируется его старший список). Песнопения службы Довмонту историчны. Их главными темами являются приход Довмонта в Псков и крещение, защита города князем как при жизни, так и после смерти. Гимнограф Иоанн хорошо знал псковские реалии, что особенно проявилось в тропаре, повествующем об иконе с изображением Довмонта и его супруги. Создавая службу, Иоанн следовал образцам, но не повторял их дословно. Для текста характерно большое число библейских аналогий, литературных и исторических сравнений. Сходство в содержании и интерпретации событий, стилевая близость службы и Жития Довмонта позволяют исследователям предположить, что Иоанн мог быть автором обоих произведений. В сборнике Исторического музея исследователи наши тропари и общий канон князю Всеволоду (Гавриилу) и Довмонту. Они считают, что канон был переписан в Пскове с «письменного каноника», принадлежавшего Троицкому собору. Песнопения Довмонту в совместном каноне взяты из службы, написанной Иоанном, из этой же службы заимствованы и богородичны. Ирмосы и другие песнопения князю Всеволоду взяты из службы на преставление князя Всеволода в редакции Григория Топинского. Изображения Довмонта, в основном, имеют псковское происхождение и отражают местный характер его почитания, которое не получило широкого распространения за пределами Псковской земли. В Пскове тоже гораздо чаще писали других благоверных князей, в частности, Всеволода (Гавриила) Мстиславича. Отдельные иконы Довмонта практически неизвестны, основная часть его изображений входит в состав сложных композиций, включающих образы других Псковских святых (иногда вместе с князем Всеволодом или с супругой княгиней Марией, также почитавшейся в Пскове). Довмонт, скончавшийся пожилым человеком, обычно представлен старцем с длинной, сужающейся к концу бородой, с разделёнными на несколько прядей волосами, с высоким лбом (спереди лысоват), в княжеских одеждах, без шапки. Описание его внешности и одежды приведено в иконописных подлинниках конца XVIII – середины XIX в. под 20 мая: «Сед, брада Григория Богослова, мало плешат, шуба, в правой руке крест, в левой шапка»; в других рукописях есть сходное описание с уточнением: «...Брада Григория Богослова подоле мало» – или добавление: «...В шубе княжеской лазорь, испод бакан, ожерелье вохряно», под 22 мая: «...Подобием сед, брада аки Григория Богослова, главою мало плешат, ризы на нем княжеския, шуба багряная, в руке шапка княжеская. Инде пишет брада аки Иоанна Богослова, власы аки Илии пророка». Более редкий вариант встречается в подлиннике последней трети XVII в. – «всем подобием аки князь Боголюбский, сед».

 



 
PR-CY.ru