ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 6

4 марта 1299 г. Псковский князь вновь нанёс поражение войскам Ливонского ордена, внезапно захватившим псковский посад и разорившим окрестные монастыри. В битве на берегу реки Псковы у церкви апостолов Петра и Павла (вблизи нынешней ул. К. Маркса в Пскове) крестоносцы были разбиты, пленных Довмонт отправил во Владимир к великому князю Андрею. Это была последняя победа, одержанная Довмонтом. Князь скончался во время эпидемии в Пскове, был похоронен в Троицком соборе, над гробницей был повешен его меч (приписываемый ныне Довмонту меч изготовлен во второй половине XIV в.). После постройки в середине XIV в. каменного Троицкого храма гробница Довмонта находилась в приделе князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича. Рака сохранилась во время сильного пожара в Пскове 15 мая 1607 г., когда пострадал Троицкий собор. В Житии Довмонта сообщается, что от его мощей исходит «вместо мира благовонна теплота некая и видима бывает в год зимы, яко во оконцы храмины, в скважни гробу, измерзающи, во иней бел претворена является. И сие бывает на всяко лето. Подает же ся и до ныне благодать исцеления с верою приходящим осенением Святаго Духа от честнаго гроба его». По данным синодика псковского Мирожского в честь Преображения Господня монастыря, Довмонт входил в число князей, «давших милостыню в святую обитель сию», из Мирожского монастыря происходит древнейший (XVI в.) сохранившийся список Мирожской иконы Божьей Матери, с предстоящими Довмонтом и его супругой, копирующий, как считают исследователи, образ XIII в. По мнению исследователей, князь покровительствовал и другим обителям и храмам Псковской земли (так, в 1272 г. в Троицком соборе игумен Сидор и «весь ереискии чин» благословил князя на бой с ливонскими немцами). В Повести о Довмонте дана такая характеристика князя: он был «в мире приветлив, и церкви украшая, попы и нищая любя, и вся праздники честно проводя, попы, и нищая, и черньцы кормя и милостыню дая сиротам и вдовицам»; «милостивым паче меры» Довмонт назван в Псковской второй летописи. Поздняя традиция приписывает ему основание псковского Снетогорского монастыря. По мнению исследователей, эта версия может быть верной, т.к. впервые обитель упоминается в источниках в конце правления Довмонта. Сыном Довмонта и Марии Дмитриевны был сподвижник и талантливый полководец Литовского великого князя Гедимина Городенский князь Давид (ум. в 1326 г.), потомки которого во второй четверти XIV – начале XV в. управляли Стародубским и Рыльским княжествами. В начале XIV в., не позднее второй четверти, как полагают исследователи, благодаря усилиям княгини Марии Дмитриевны (в иночестве Марфа; ум. в 1317 г., похоронена в Троицком соборе) и клира Троицкого собора в Пскове установилось почитание Довмонта (Евгений Евстигнеевич Голубинский считал, что в это время совершилась местная канонизация Довмонта). Он почитался, в первую очередь, как защитник православной Руси от иноверных агрессоров («поганых немец»), в этом качестве поставлен псковскими книжниками в один ряд с великим князем Александром Ярославичем Невским и его сыном великим князем Дмитрием Александровичем. Описывая победоносный поход в 1407 г. на ливонские земли, летописец отмечает, что ранее так далеко не заходила ни одна псковская рать, «токмо князь Домонт и по том князь Давыд».

 



 
PR-CY.ru