ДОВМОНТ, Тимофей - Страница 14

На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» конца 1920 – начала 1930 гг., начала 1950 гг., конца 1950 гг. письма монахини Иулиании (Соколовой; ризница Троице-Сергиевой лавры, Данилов мужской монастырь в Москве) и современных повторениях образ Довмонта введён в группу Псковских святых. В XX в. сформировалась иконография Довмонта как воина, защитника Пскова. Так, на иконе из псковского Троицкого собора святой представлен как средовек, в доспехах, с опущенным мечом, в рост, на берегу реки Великой, на фоне псковского Крома. Изображение князя, созданное в 1980 гг. архимандритом Зиноном (Теодором) для деисусного чина иконостаса придела Серафима Саровского Троицкого собора в Пскове (напротив образа князя Всеволода, из-за особенностей композиции иконостаса оба представлены коленопреклонёнными), ориентируется на изображение Довмонта на Мирожской иконе Божьей Матери. В мастерской того же иконописца написана икона князей Александра Невского, Всеволода и Довмонта для псковского храма архангелов Михаила и Гавриила. Мирожский образ с фигурами Довмонта и княгини Марии повторён в воссозданной в конце XX в. росписи храма Христа Спасителя в Москве. Цикл исторических композиций, посвящённых событиям с участием Довмонта, присутствует в первом Остермановском томе Лицевого летописного свода 1570 гг. Здесь представлены приход Довмонта в Псков и его крещение, вокняжение в Пскове, возвращение в Псков с пленённой женой князя Герденя, оповещение Довмонта о приходе литовского войска, моление князя и битва с литовцами, возвращение с пленниками в Псков, поход новгородцев и псковичей на Литву, походы на немцев, нападение на Псковскую землю магистра Ливонского ордена, молитва Довмонта в Троицком соборе и вручение ему меча (большого размера, что, очевидно, связано с почитанием меча Довмонт, находившегося в этом храме), сражение с войском ордена, поход на Чудскую землю, отсылка Довмонту казны и людей из Копорья и Ладоги к великому князю Дмитрию Александровичу. Облик Довмонта условен, хотя форма бороды и залысины (в композиции крещения) указывают на знакомство миниатюриста с иконографией святого. Святой князь представлен в княжеских одеждах (шуба, шапка) или в доспехах с плащом (в сценах битв), в молении – с непокрытой головой. Единственное изображение Довмонта с нимбом включено в композицию крещения. Образ Довмонта в светском искусстве XIX в. воспроизведён, в частности, на литографии Бориса Артемьевича Чорикова «Клятва псковского князя Довмонта» около 1836 г.; в горельефе на постаменте памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде 1862 г. (скульпторы Матвей Афанасьевич Чижов, Александр Михайлович Любимов) Довмонт представлен вместе с князьями Александром Невским и Михаилом Тверским, князьями Мстиславом Удалым, Даниилом Галицким и др.



 
PR-CY.ru