Словарь по христианству Д ДОВМОНТ, Тимофей

ДОВМОНТ, Тимофей

ДОВМОНТ, Тимофей (ум. в 1299 г.) – правитель Нальшанской земли в составе Великого княжества Литовского (ранее 1260 – 1266 гг.), служивший князем в Псковской земле (1266–1299 гг.), муж княгини Марии Дмитриевны, зять великого князя Владимирского и Переяславского Дмитрия Александровича, святой (память 20 мая, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых). Источники сведений о Довмонте исследователи  делят на две группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о нём, сохранившиеся в составе харатейной Новгородской первой летописи старшего извода (список конца XIII в., дополненный в первой трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Довмонта из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Довмонтом короля Миндовга. В других летописях, отражающих своды ХIV в., есть редкие упоминания о Довмонте, летописи ХV–XVII вв. соединяют сведения Новгородской первой летописи с жизнеописанием Довмонта, составленным псковским автором. Жизнеописание Довмонта сохранилось в нескольких редакциях ХIV–XVI вв. В более ранних редакциях оно не имеет заголовка либо именуется «Успение» Довмонта, «Сказание» или «Повесть» о Довмонте(далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции конца ХVI в.). Первоначальная редакция Повести была создана во второй четверти ХIV в., история её текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Довмонте и летописные статьи второй четверти ХIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Довмонте князь изображён исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у церкви св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литовском периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В Повести о Довмонте воплотился псковский идеал князя – воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития великого князя Александра Невского, прославление ратной доблести Довмонта соединяется с перечислением его христианских добродетелей. Повести о Довмонте в составе псковских летописей отводилось особое место. В Псковской первой летописи она стала предисловием к летописи; в Псковской второй летописи она помещена после вступления, в котором кратко излагается начальная русская история, и после Жития великого князя Александра Невского; в Псковской третьей летописи Повесть включена в хронологический ряд. Тексты Повести в трёх редакциях псковских летописей близки, но неидентичны. Первоначальный текст точнее передан в Псковской первой летописи. Составитель Псковской третьей летописи при включении Повести в хронологический ряд проставил в её тексте даты, внёс незначительные редакторские изменения. Жизнеописание Довмонта в Псковской второй летописи (Г.Ю. Грабмюллер необоснованно считает его наиболее близким к первоначальному тексту) во многом отличается от жизнеописания Довмонта в других источниках.

 



 
PR-CY.ru