Словарь по христианству Д ДЛУГОШ Ян

ДЛУГОШ Ян

ДЛУГОШ Ян (1415–1480 гг.) – польский историк, дипломат. Родился в Бжезнице, где его отец, участник Грюнвальдской битвы, занимал пост бургграфа, помощника старосты в местном замке. Вскоре отец был назначен в город Новы-Корчин, где Ян Длугош начал посещать школу. Родители желали, чтобы сын сделал церковную карьеру. Как полагают исследователи, важную роль в судьбе Яна Длугоша сыграл его дядя Бартош, капеллан польского короля Владислава (Ягайло), впоследствии священник в богатом приходе в Клобуцке. В 1428 г. 13-летний Ян Длугош поступил на философский факультет Краковского университета, однако, недоучившись, покинул его в 1431 г. Благодаря семейным связям получил место писаря в канцелярии Краковского епископа Збигнева Олесницкого. Став впоследствии секретарём Олесницкого, а затем и управляющим всеми земельными владениями Краковского епископства, проявил большие административные способности и составил уникальную «Опись доходов Краковского диоцеза» («Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis», 1440 г.). Личная преданность епископу, одному из лидеров группировки церковных и светских магнатов Малой Польши, которая фактически правила страной в малолетство короля Владислава III Варненьчика (1434–1444 гг.) и во время пребывания его в Венгрии (вторая половина 1430 – первая половина 1440 гг.), повлияла на формирование Яна Длугоша как историка Польского государства. По мнению исследователей, именно Олесницкий побудил его заняться сбором материала по польской истории и создать общепольский исторический свод. При содействии Олесницкого развивалась и церковная карьера Яна Длугоша. В 1434 г. он был рукоположён во пресвитера в городе Клобуцке, а в 1436 г. стал каноником Краковского капитула. Эти должности Ян Длугош занимал вплоть до смерти Олесницкого (1455 г.). Ориентация кругов польского духовенства, объединившегося вокруг Олесницкого, определялась связью с Соборным движением, хотя по ряду вопросов польское духовенство занимало особую позицию. Так, оно было последовательно враждебно по отношению к гуситам, постоянно в отличие от польского королевского двора отклоняя их предложения о совместной борьбе против Тевтонского ордена и не желая одобрить решения Базельского Собора, вступившего в соглашение с гуситами и разрешившего им принимать причастие под обоими видами. Такой же ригоризм был характерен и в отношении к православным. Круги, объединившиеся вокруг Олесницкого в отличие от Римской курии середины – второй половины XV в., отрицали действенность православных таинств и требовали от переходивших в католичество повторного крещения.

 



 
PR-CY.ru