ДИССИДЕНТЫ - Страница 8

В подготовке обращения также участвовал и священник Глеб Якунин, который, находясь под запрещением, в соответствии с нормами канонического права не мог обращаться ни с какими заявлениями, кроме относящихся к его делу. Обращение касалось вопросов богословской деятельности Ленинградского и Новгородского митрополита Никодима (Ротова), обвинявшегося в апологии экуменизма и социального христианства. Однако в диссидентской литературе это обращение восприняли, в основном, как выступление лично против митрополита Никодима, который в публичных выступлениях за рубежом был вынужден отрицать гонения на верующих в СССР. Авторами второго обращения к поместному Собору стали священник Георгий Петухов, иеродиакон Варсонофий (Хайбулин) и мирянин Пётр Фомин, предложившие ряд практических мер по «установлению здоровых и искренних отношений между Церковью и Государством», наподобие тех, что сложились в социалистических странах Восточной Европы. Авторы обращения предлагали Собору ходатайствовать перед высшими органами СССР о предоставлении РПЦ и её учреждениям прав юридического лица, о регламентации полномочий сотрудников Совета по делам религий, о разрешении факультативного преподавания детям Закона Божия, об открытии ранее закрытых монастырей и духовных учебных заведений, об учреждении типографий при патриархии и некоторых епархиальных управлениях. Особое значение имело выступление на Крестопоклонной неделе 1972 г. писателя Александра Исаевича Солженицына с открытым письмом к патриарху Пимену («Великопостное письмо»), в котором он напоминал о Глебе Якунине и Николае Эшлимане, «двенадцати вятичах» (Борисе Талантове и его единомышленниках) и архиепископе Ермогене, констатируя, что за истекшее с их выступлений время бедственное положение церкви в СССР не улучшилось – большинство храмов закрыто, церковное управление находится под контролем Совета по делам религий, священники бесправны в своих приходах. По мнению А.И. Солженицына, выход из такого состояния церкви был лишь в её жертвенности. «Великопостное письмо», ставшее широко известным благодаря самиздату и передачам вещавших на СССР зарубежных радиостанций, вызвало неоднозначную реакцию даже среди оппозиционно настроенных представителей церковной общественности. Так, известный участник правозащитного движения – пребывавший на покое в Пскове священник Сергий Желудков осудил А.И. Солженицына за критику патриарха, который по существу лишён был возможности дать ему публичный ответ, а также за призыв к церкви «уйти в подполье, которое в данной системе немыслимо», вместо того чтобы использовать позволенные властями возможности для церковной жизни, оставаясь инородным телом внутри государственной системы. В полемику с С.А. Желудковым вступил Ф.В. Карелин, который писал, что жесткие условия, в которые поставлена церковь в СССР, на самом деле определены не государственными законами, не запрещающими добиваться открытия церквей, монастырей и духовных школ, а «неразумным, чисто иррациональным страхом»; призывал покаяться в этом страхе и победить его.

 



 
PR-CY.ru