ДИССИДЕНТЫ - Страница 4

Правозащитная деятельность в СССР стала возможна в связи с изменениями в общественной жизни после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. При этом общее смягчение в правление Никиты Сергеевича Хрущёва (1953–1964 гг.) политического режима, прекращение массовых репрессий, движение в сторону открытости советского общества совмещались с ужесточением административных гонений на церковь. Разнузданная антирелигиозная пропаганда, массовое закрытие храмов и монастырей, притеснение верующих вызывали протесты, прежде всего, со стороны священноначалия Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) неоднократно обращал внимание руководителей СССР на пагубность проводимой в стране антирелигиозной политики. В феврале 1960 г. в выступлении патриарха на Конференции советской общественности за разоружение прозвучал открытый упрёк, что церковь, на протяжении веков служившая нравственному становлению народа, ныне «испытывает нападки и порицания». В заключение речи патриарх напомнил слова Христа, что «и врата адова не одолеют Церкви Его». Во всех епархиях духовные власти сопротивлялись массовому закрытию монастырей и храмов. Так, например, удалось отстоять намеченные к закрытию Почаевскую мужскую лавру, Псково-Печерский мужской и Пюхтинский женский монастыри в честь Успения Пресвятой богородицы. Церковь, исходя из условий реального положения в СССР, была вынуждена придерживаться принципов лояльности по отношению к Советскому государству и не могла открыто противостоять властям, активно вмешивавшимся в церковную жизнь. Так, Архиерейский Собор РПЦ 18 июня 1961 г. под давлением властей утвердил изменения в «Положении об управлении РПЦ», которые касались приходского управления и фактически отстраняли от него духовенство. Это оправдывалось приведением норм церковной жизни в соответствие с гражданским законодательством о религиозных объединениях. Против реформы приходского управления решительно протестовали ряд архиереев, в том числе отстранённый тогда от управления епархией архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев). Более резко и открыто против гонений и утеснений, которым подвергалась церковь при Н.С. Хрущёве, выступала религиозная общественность. С конца 1950 гг. в неподцензурных печатных материалах (самиздат) активно выступал в защиту отдельных групп верующих, приходов и монашеских общин бывший обновленческий диакон, церковный публицист и историк Анатолий Эммануилович Левитин-Краснов. Он регулярно отсылал отклики на антирелигиозные статьи в государственные издания. Уволенный за религиозные убеждения преподаватель Кировского политехнического института Борис Владимирович Талантов направил письма в журнал «Наука и религия» (1960 г.) с критикой антирелигиозной пропаганды и в газету «Известия» (1963 г.) с протестом против массового разрушения памятников церковного зодчества в Кировской области. Происходившие при Н.С. Хрущёве в разгар антирелигиозных мероприятий выступления православных и представителей других конфессий в защиту своих религиозных прав опередили собственно правозащитное движение, оформившееся с середины 1960 гг.

 



 
PR-CY.ru