ДИССИДЕНТЫ - Страница 3

Варшавский договор 13(24) февраля 1768 г. между Россией и Речью Посполитой («о вечной дружбе»), подтвердивший и возобновивший «вечный мир» 1686 г., предусматривал равноправие диссидентов с католиками, а также право России защищать интересы православных в Речи Посполитой. Последовавший после заключения договора сейм принимал постановления под влиянием русского посла князя Н. В. Репнина и был принуждён уравнять диссидентов с католиками как в религиозных, так и в политических правах. В работе сейма принял активное участие православный Белорусский архиепископ Георгий (Конисский). Все постановления, направленные против диссидентов, были отменены: диссиденты получили право свободного отправления своих обрядов и право назначения на все должности, исключая возможность занять королевский трон; при смешанных браках сыновья должны были принимать религию отца, а дочери – религию матери; для решения религиозных споров устанавливался смешанный суд из восьми диссидентов и такого же числа католиков. Недовольные Варшавским договором магнатские круги образовали Барскую конфедерацию (1768–1772 гг.). Продолжавшееся преследование православных стало одной из причин вмешательства России и раздела Речи Посполитой в 1772 г. Усилившаяся антиправославная партия на сейме в 1775 г. добилась нового ограничения прав диссидентов: некатолическая шляхта лишена была права занимать сенаторские и министерские должности; в Посольскую избу было допущено только три диссидента, по одному от каждой провинции, смешанный суд был отменён. Конституция 3 мая 1791 г. гарантировала свободное исповедание всех религий в польских землях, но «согласно установлениям страны». Таким образом, постановления 1775 г., за небольшими исключениями, остались в силе до третьего раздела Речи Посполитой и ликвидации польской государственности в 1795 г. Диссиденты в СССР – представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 1960–1980 гг. Выступали также против нарушений религиозных свобод со стороны Советского государства. Помимо собственно диссидентов деятельность по защите прав верующих также вели и некоторые религиозные объединения. Подобная деятельность была характерна, прежде всего, для не имевших государственную регистрации общин адвентистов седьмого дня, баптистов и пятидесятников, не входивших во Всесоюзный совет евангелических христиан-баптистов, а также для тех кругов католической церкви в Литве, которые были тесно связаны с движением за национальную независимость. Православные верующие принимали участие в правозащитном движении, однако для Русской православной церкви в целом диссидентство не было массовым явлением. Взаимоотношения диссидентов и Русской православной церкви оставались сложными: с одной стороны, протестные выступления диссидентов затрудняли проведение антицерковных мероприятий, ослабляли давление Советского государства на церковь, с другой стороны, осуждение советского режима, как правило, совмещалось у диссидентов с резкой и несправедливой критикой Московской патриархии, что подрывало её авторитет, смущало верующих, особенно из числа новообращённых, несло опасность для церковного единства.

 



 
PR-CY.ru