ДИССИДЕНТЫ - Страница 2

В 1595 г. в Торуне польские лютеране и кальвинисты безуспешно пытались договориться о совместных действиях с целью защиты принципа веротерпимости. В 1599 г. аналогичное соглашение заключили православные и протестанты (кальвинисты и социниане). Последнее соглашение стало возможным потому, что часть представителей традиционно православных шляхетских родов Великого княжества Литовского присоединилась к различным протестантским течениям. В дальнейшем усиление давления со стороны католических властей и более строгое конфессиональное разграничение сделали невозможным длительные совместные действия польских диссидентов. В 1632 г., после смерти Сигизмунда III, волынские диссиденты подготовили соглашение, целью которого было настоять на сохранении пункта о гарантиях религиозного мира в присяге нового короля, а также добиться подлинного равенства для представителей различных конфессий. По мере усиления католической реакции в ходе Контрреформации диссиденты все больше теряли свои права. В течение XVII в. они постепенно устранялись от государственных должностей, особенно строго – из сената. На конфедерациях 1632–1674 гг. диссидентам была запрещена постройка молитвенных домов во всех королевских городах; они могли пользоваться для богослужения только частными домами или строить свои церкви в имениях частных лиц. В 1668 г. католикам было запрещено под страхом смертной казни переходить в протестантизм, дети от смешанных браков признавались католиками. При избрании королём в 1669 г. Михаила Вишневецкого было утверждено постановление, что только католик может быть польским королём. Постановления Варшавского сейма 1717 г. и генеральной конфедерации 1733 г., подтверждённые Варшавским сеймом 1736 г., санкционировали все те ограничения религиозных и гражданских прав диссидентов, которые применялись в XVII в. В силу этих постановлений диссиденты были устранены от всех должностей, как государственного, так и местного и городского управления, а также от воинской службы. Они лишались права составлять с религиозными целями конфедерации, им запрещалась постройка новых молитвенных домов, публичное исповедание своих учений, пение и проповедь при совершении домашнего богослужения. При этом диссиденты подпадали под юрисдикцию католических церковных властей и судов, за отказ от участия в католических обрядах в некоторых местностях они облагались штрафами. Протестуя против притеснений, диссиденты обращались с жалобами к единоверным соседям, хотя сейм 1726 г. грозил за это смертной казнью. С особенной настойчивостью на защиту прав диссидентов соседние с Польшей державы выступили в начале царствования короля Станислава Понятовского. Императрица Екатерина II за поддержку, оказанную Понятовскому при избрании его на престол, потребовала возвращения прав диссидентам, но коронационный сейм 1764 г. отверг все предложения по этому вопросу. На сейме 1766 г. требование русской императрицы было поддержано прусским, английским и датским дворами. Сейм поручил рассмотрение вопроса о диссидентах коллегии, составленной из католических епископов, которая подтвердила прежние постановления об иноверцах.

 



 
PR-CY.ru