ДИССИДЕНТЫ

ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens, букв. – сидящий отдельно, несогласный) – термин, появившийся в Польше в XVI в., в ходе Реформации, которым католики называли всех некатоликов. Впоследствии в европейских странах слово «диссиденты» стало юридическим термином, обозначавшим категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии. По отношению к ним применялись ограничения религиозных и гражданских прав. В Польше диссидентами считали протестантов и православных, в Англии – противников англиканской церкви (диссентеры, нонконформисты), во Франции – гугенотов, в Германии – лиц, не придерживавшихся религии князя, подданными которого они являлись. В новейшей истории диссидентами обычно называют политических противников авторитарных режимов, использующих ненасильственные, правовые формы протеста. Впервые слово «диссиденты» употреблено (в значении «последователи различных исповеданий» – dissidentes in religione) в акте Варшавской генеральной конфедерации 8 января 1573 г., установившей религиозный мир в Речи Посполитой. Актом запрещалось пролитие крови, конфискация имущества, тюремное заточение и ссылка по религиозным мотивам, а также обращение за помощью к сторонним инстанциям или государствам; предполагалось устранить разницу в положении духовенства всех конфессий. С учётом постановлений Варшавской конфедерации был изменён текст королевской присяги Генриха Валуа и последующих польских королей, ставших гарантами соблюдения религиозного мира в стране. В Великом княжестве Литовском правовое равенство всех конфессий было утверждено сеймом в 1563 г., эта норма была внесена в Третий статут (1588 г.). После смерти короля Стефана Батория (12 декабря 1586 г.) принцип свободы вероисповедания стал предметом острой дискуссии между католическим духовенством, не желавшим с ним согласиться, и светскими депутатами, исходившими из необходимости сохранения гражданского мира, а также боровшимися против усиления власти короля. Светские депутаты всех вероисповеданий подписали Варшавскую генеральную конфедерацию (7 марта 1587 г.), по которой сохранение религиозного равноправия являлось обязательным для польского правителя. В ответ католические иерархи выразили резкий протест: Львовский архиепископ Дмитрий Соликовский заявил в сенате, что он, скорее, готов лишиться сана и жизни, чем подписать «нечестивую конфедерацию»; Перемышльский епископ Альберт Барановский отказался скрепить подписью и печатью «ереси и богохульства». Единственным католическим духовным лицом, подписавшим конфедерацию, стал Каменецкий епископ Лаврентий Гослицкий, заявивший, что он делает это только «ради блага мира». Католические епископы объявили пункт королевской присяги о свободе вероисповедания как исторгнутый силой юридически ничтожным и заранее освободили будущего короля от обязанности его соблюдать. Они открыто протестовали против него во время присяги короля Сигизмунда III. Законодательные акты о наказании нарушителей религиозного мира не были приняты. В польских актах с конца XVI в. термин «диссиденты» употреблялся чаще всего по отношению к протестантам – лютеранам, кальвинистам, отчасти по отношению к социнианам и православным (после Брестской унии 1596 г. не принявшие её православные жители Речи Посполитой назывались преимущественно дизунитами); с течением времени этот термин стал относиться ко всем некатоликам.

 



 
PR-CY.ru