ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 9

Лити – просторное двухстолпное помещение, в большинстве афонских кафоликонов заменяющее нартекс, с двумя куполами. С северной стороны к нему примыкает бесстолпный однокупольный придел Акафистной (или Мироточивой) иконы Божьей Матери. С запада к лити и приделу Акафиста пристроен экзонартекс. Тесное пространство между ним и старой трапезной, расположенной в западной части комплекса монастырских строений, превращено в крытую галерею. Как и в других близких по плану кафоликонах афонских монастырей Пантократор (1363 г., ремонт – в 1536 г.) и Кутлумуш (около 1540 г.), по сторонам от алтарной апсиды находятся два ротондальных изнутри и многогранных снаружи купольных компартимента, в левом размещён жертвенник, в правом – так называемый типикарий – помещение для хранения богослужебных книг, икон и реликвий. Снаружи стены храма окрашены в тёмно-порфирный цвет, кровли свинцовые. Интерьер декорирован росписями, разделёнными на шесть ярусов, нижний имитирует мозаику из мрамора. Иконографическая программа традиционна для византийских храмов. В куполе изображён Христос Пантократор в окружении Небесных сил и Богородицы с Иоанном Предтечей, между окнами барабана – пророки со свитками (14), в парусах – евангелисты. В конхе алтаря представлена Богоматерь Платитера (Ширшая небес) между двумя ангелами. Ниже – изображение Божественной литургии со служащими ангелами; под ней – «Причащение апостолов», и в первом регистре – ряд святителей. По сторонам размещены сцены из Ветхого Завета. В куполе жертвенника – благословляющий Христос Эммануил в славе, окружённый символами евангелистов, в скуфье купола – восемь святителей поколенно, в парусах – сцены жертвоприношения Авраама. Композиция в апсиде жертвенника иллюстрирует тропарь Великой субботы «Во гробе плотски… и на престоле был еси»: Христос изображён сидящим на престоле и ниже – лежащим во гробе, по сторонам стоят праведный Иаков и пророк Исаия. Рядом с окнами под апсидой – ростовые изображения ангелов и херувимов. В куполе типикария четыре ангела возносят мандорлу с изображением Богородицы типа Влахернской. В парусах представлены «Неопалимая Купина» и «Моисей, получающий скрижали Закона», ниже – ростовые изображения святителей. На западных гранях арок восточных колонн – «Благовещение». В южной конхе помещена композиция «Преображение». В северной конхе – «Сошествие во ад». Основной темой росписи кафоликона стали сцены из жизни Христа (детство, чудеса, Страсти, события после Воскресения). В юго-западном компартименте храма помещается Богородичный цикл, в северо-западном – цикл св. Иоанна Крестителя. На стенах наоса – св. воины и апостолы в рост; на северной стене – мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, на южной – семья ктитора монастыря Дионисия господаря Петра. На западной стене представлены св. аскеты в рост, под ними, над входом и ктиторской надписью, – «Успение Пресвятой Богородицы». Фрески кафоликона (наос и лити; 1546–1547 гг.) прекрасно сохранились и представляют большую художественную ценность. Ктиторская надпись над южными дверями не упоминает имя иконописца, но из типика 1634 г. известно, что храм расписал «дивный мастер Зорзис с Крита».

 



 
PR-CY.ru