ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 3

В первой четверти XVI в. главным жертвователем был господарь Валахии Нягое Басараб (1512–1521 гг.), который дал деньги на постройку башни монастыря (1520 г.) и каменного водопровода взамен деревянного. Он же даровал монастырю Дионисия честную главу Иоанна Предтечи в золотом ковчеге и посеребренную раку в виде храма для мощей Константинопольского патриарха Нифонта II (1486–1488, 1497–1498, 1502 гг.), духовным чадом которого являлся. Вскоре после этого (25 октября 1535 г.) большая часть монастыря сгорела, и господарь Молдавии Пётр Рареш, бывший ктитором и жертвователем денег на росписи монастырского собора, на свои средства отстроил всё восточное крыло монастыря Дионисия. Его дочь Роксандра вместе с супругом господарем Молдавии Александром IV Лэпушняну взяла на себя расходы по возведению шестиэтажного крыла со стороны моря. Роксандра и её сын господарь Молдавии Богдан IV выкупили у султана Селима II (1568 г.) большую часть отобранных им у монастыря Дионисия владений. Среди ктиторов поминается и монах Силуан, руководивший строительством при этих правителях. Также два брата, Лазарь и Бойос из Исвороса (современные Стратоники) на полуострове Халкидики, значительно расширили в сторону сада семиэтажное юго-восточное крыло, в котором располагаются продуктовые склады, кухня, портняжная мастерская и кельи братии. Примерно в то же время два других брата, Мануил и Фома из города Серры, построили монастырскую пристань и восстановили древнее подворье монастыря Дионисия Орфани у горы Пангеон в Восточной Македонии. В 1574 г. монастырь Дионисия выкупил у монастыря Ксиропотам его полномочия и с того времени находится на пятом месте в иерархии святогорских обителей, обладая правом раз в пять лет председательствовать в Священной Эпистасии в лице своего представителя. В 1601 г. монастырь Дионисия принадлежал к числу афонских монастырей, плативших османским властям самые высокие подати. В 1600–1709 гг. монастырь Дионисия вёл имущественные споры с Хиландаром по поводу земельных владений в Моноксилите, завершившиеся в пользу монастыря Дионисия. В 1661 г. монастырь Дионисия приобрёл в Карее шесть келий, продававшихся для уплаты долгов Протата; по числу этих покупок он занял четвёртое место среди монастырей Афона, после Хиландара, Великой Лавры и Иверского монастыря. Сохранились сведения о приезде монастырских посольств в Москву за «милостыней» в 1627 г. (во главе с архимандритом Иеремией) и 1633 г. (во главе с архимандритом Лаврентием; Бантыш-Каменским). В 1627 г. архимандрит Григорий просил российские власти помочь денежными средствами для возвращения монастырских священных сосудов, заложенных, чтобы выкупить у разбойников одного из иноков, на что посольству было выделено 175 руб. В 1632 г. келарь монастыря Дионисия старец Иоаким приехал в Москву и просил о приёме на российскую службу. В 1617 г. по указу Константинопольского патриарха Тимофея II (1612–1620 гг.), подписанному Антиохийским патриархом Афанасием II (1612–1619 гг.) и Иерусалимским патриархом Феофаном III (1608–1644 гг.), были подтверждены и расширены ставропигиальные привилегии монастыря, дарованные ему согласно патриаршей грамоте 1389 г.

 



 
PR-CY.ru