Словарь по христианству Д ДАМИАН, Диомид Иерофеевич

ДАМИАН, Диомид Иерофеевич

ДАМИАН, Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор (между 1586 и 1593 гг.  – 1633 г.) – Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского монастыря в Каргопольском крае (современный Пудожский район Карелии), преподобный (память 20 ноября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых, 21 мая – в Соборе Карельских святых, 9 августа – в Соборе Соловецких святых). Сведения о Дамиане содержатся в его Житии, составленном в середине XVII в., а также в посвящённом Дамиану рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (конец XVII в.). Исследователи выделяют четыре редакции Жития Дамиана: Первоначальную, Распространённую, Сокращённую и Краткую. Они предполагают, что первоначальная редакция была составлена в 1641–1648 гг., её авторами могли быть келарь Троице-Сергиева монастыря Александр (Булатников) и преподобный Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Дамиана на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Дамиан родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В его родном селе с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. К концу жизни отец Дамиана принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Дамиана. В возрасте около 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком монастыре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игумена Соловецкого монастыря Антония (это произошло между 1605 и 1612 гг., когда игумен Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Дамиана стал опытный старец иеромонах Иосиф, выходец из Новгорода. Услышав от Иосифа рассказы о подвигах преподобного Андрея Соловецкого и других соловецких пустынножителей, Дамиан решил последовать их примеру и тайно ушёл из монастыря в глубь Большого Соловецкого острова. Пробыл в пустыне сорок дней в поисках подходящего места для пещеры. Также хотел встретить отшельника, который благословил бы его на пустынническое житие. Дамиан изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили инока лежащим под деревом и решили, что он мёртв. На носилках его принесли на монастырское подворье, где Дамиан пришёл в себя. Спустя некоторое время, собравшись с силами, Дамиан вновь отправился в глубь острова, где встретил двух отшельников и неподалёку от их келий построил себе хижину. Ему удалось найти и других пустынножителей, подвизавшихся в лесах на Большом Соловецком и Анзерском островах. Среди них были иноки новгородец Ефрем Чёрный, Алексий Калужанин, москвичи Тихон и Иосиф, Феодул Рязанец, Трифон, Порфирий, Иосиф, Севастиан, миряне новгородец Никифор и выходец из Алексина Тимофей. Многие из них удалились от мира в период Смутного времени. Дамиан нередко приносил подвижникам необходимые вещи из монастыря, хоронил умерших пустынников. Распространение пустынножительства вызвало недовольство в общежительном Соловецком монастыре.

 



 
PR-CY.ru